Вестник Кавказа

Бахруз Абдолванд: «У Европы расходятся внешнеполитические решения и экономические интересы»

Орхан Саттаров, руководитель европейского бюро "Вестника Кавказа"
Бахруз Абдолванд: «У Европы расходятся внешнеполитические решения и экономические интересы»
© Фото: Сайт президента России

События на востоке Украины, спровоцировавшие острые противоречия между Западом и Россией, могут иметь непредвиденные последствия, которые отразятся на энергетической карте Европы. Своим видением рисков, которые несет в себе украинский кризис для европейской энергетической безопасности, а также мнением по поводу введенных Европой санкций против России, в интервью с «Вестником Кавказа» поделился координатор берлинского Центра изучения Каспийского региона, ассоциативный член германского Общества внешней политики, доктор наук Бахруз Абдолванд. Представляем читателям первую часть разговора с немецким политологом.

- Господин Абдолванд, в связи с незатихающим кризисом в Украине тема энергетической безопасности сегодня вновь остро стоит на европейской повестке дня. Считаете ли вы, что европейские энергетические интересы в сложившихся обстоятельствах находятся под серьезной угрозой?

- Кризис в Украине и наблюдаемая напряженность в отношениях России, с одной стороны, и США и ЕС, с другой, в очередной раз породили сомнения в надежности России в качестве главного газового поставщика Европы. Вопросы инструментализации Москвой газовых поставок для достижения внешнеполитических целей также «засели» в коллективном сознании европейцев, в частности, после объявления Россией о возможности повышения цен на газ для европейских потребителей в качестве ответа на недавно принятые против нее санкции. Таким образом, похоже, что европейская энергетическая безопасность повисла на волоске. Комиссар по энергетике ЕС Гюнтер Эттингер предложил выработать энергетическую стратегию на ближайшие десятилетия. Бундесканцлер Ангела Меркель объявила о новом рассмотрении «единой энергетической политики», целью которой является уменьшение зависимости от России.
Когда началась эскалация конфликта на востоке Украины, Россия ввела в игру вопрос газовых ограничений против Украины. Согласно российской позиции, Москва может прекратить экспорт газа в эту страну, если Киев не погасит предыдущие долги за импорт российского газа. По данным «Газпрома», Украине, чтобы пережить грядущую зиму, необходимо закачать в газохранилища 18,5 миллиардов кубических метров газа. В данный момент газохранилища заполнены лишь наполовину. В то же время, заместитель гендиректора «Газпрома» Виктор Маркелов уверяет, что поставки газа в Европу будут, как и прежде, «стабильными».

- Насколько сильна зависимость российского газового экспорта от украинской транзитной системы?

- В 2013 году ЕС импортировал около 130 миллиардов кубометров газа из России. Благодаря трубопроводу «Северный поток» с годовой пропускной мощностью 55 млрд кубометров и газопроводу через Белоруссию и Польшу с мощностью 33 млрд кубометров газа в год, Россия в состоянии обеспечить ЕС почти 90 млрд кубометров газа без использования транзитной системы Украины. Но остальные 40 млрд кубометров экспортируются все еще через украинскую территорию. Таким образом, ограничение поставок российского газа в Украину, особенно, в зимние месяцы, может негативно повлиять в краткосрочной перспективе на газовое обеспечение некоторых стран ЕС, в особенности, в восточной и южной Европе. Как показали последние годы, украинский газовый долг неоднократно становился причиной «газовых войн» между Москвой и Киевом. В итоге, европейские потребители сталкивались с ограничением и перебоем поставок российского газа, как это было в 2006 и в 2009 годах. Факторы, из-за которых обеспечение Европы природным газом может вновь оказаться под угрозой, это затруднительное финансовое положение в Украине, в частности, энергетического концерна «Нафтогаз»; усиливающееся давление со стороны «Газпрома», продиктованное политическим кризисом и финансовыми требованиями; и, собственно, зависимость РФ от украинской транзитной системы.

- В 2006 и 2009 годах Украина занималась несанкционированным отбором российского газа, проходящего через ее территорию и предназначенного для европейских потребителей. «Газпром» также вправе требовать погашения долгов, и если этого не произойдет, прекратить поставки газа в Украину. Может ли в таких условиях идти речь о ненадежности России в качестве поставщика природного газа, или, все-таки, стоит говорить о ненадежности Украины, как транзитной страны?

- Да, это верно, что Украина в последние годы зарекомендовала себя ненадежной транзитной страной. Так, комиссар ЕС по вопросам энергетики Гюнтер Эттингер еще на ранней стадии кризиса предупреждал о «возможных масштабных последствиях украинского кризиса для газового обеспечения Европы». Он отмечал, что сейчас необходимо избежать газового кризиса и обеспечить поставки сырья для следующей зимы. «Если мы не подтолкнем Киев к тому, чтобы он оплатил непогашенные долги за газ на сумму более 2 млрд долларов, возникнет угроза, что Россия прекратит обеспечивать Украину газом. Это, в свою очередь, может привести к сложно контролируемому процессу, который затронет также и Германию», - говорил Эттингер.
Но, несмотря на это, вопрос доставки своего газа до европейской границы – в первую очередь, проблема России. Если РФ не в состоянии обеспечить свой газовый экспорт в Европу посредством имеющихся маршрутов, то, в конечном счете, в ЕС будет ставиться вопрос именно о надежности России в качестве стабильного поставщика газа. С российской точки зрения такая постановка вопроса, конечно, может показаться несправедливой, тем не менее Европе необходимо гарантированное газоснабжение.

- Как бы вы оценили значимость санкций, введенных Брюсселем против России?

- С определенного времени европейские страны, в связи с продолжающимся в Украине кризисом и вытекающими из него российскими угрозами, склоняются к тому, чтобы занять более жесткую позицию по отношению к России. Идти на открытую конфронтацию с Москвой европейцам дается очень трудно, поскольку они находятся в энергетической зависимости от нее. Штрафные меры ЕС до сих пор были, скорее, мягкими, а обещанные экономические санкции ограничивались лишь заморозкой счетов определенных фигур так называемого восточноукраинского сепаратистского движения, а также некоторых близких к Путину людей. В целом, однако, они не затрагивали ключевых фигур российской власти и экономики.
Ситуация изменилась после уничтожения гражданского лайнера над территорией восточной Украины, на которой ведутся боевые действия. После этого инцидента послы стран ЕС договорились о введении более жестких и болезненных санкций против России. Теперь санкции, на самом деле, впервые коснулись банковского, военного и энергетического сектора России. Доступ к европейскому финансовому рынку для российских банков затруднен, экспорт оружия и продукции двойного назначения в Россию был запрещен, а экспорт европейских технологий для нефте- и газовой добычи - ограничен.
Последствия этих мер для российских экономической и финансовой систем оцениваются, как «масштабные» и даже «системные». Но при ближайшем рассмотрении «калиброванная» природа этих санкций становится куда наглядней. Так, они будут действовать лишь на протяжении одного года и не затронут уже подписанные соглашения о военном экспорте. В энергетическом секторе новые санкции предусматривают лишь «ограничение», а не запрет на экспорт технологий. Помимо этого, санкции затронут лишь экспорт технологий для глубоководной нефтедобычи и добычи сланцевой нефти, в то время как экспорт технологий для газового сектора остается, как и прежде, нетронутым санкциями.

- Как санкционная политика Брюсселя в отношении России воспринимается в Европе и, в частности, в Германии? Как европейские политики балансируют между политическими целями и национальными экономическими интересами?

- Министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер, неоднократно подвергавшийся критике за свою принципиальную готовность к диалогу с Москвой, стал одним из тех, кто поспособствовал принятию новых санкций. При этом он заявил, что «Россия не оставляет нам выбора». Но, в то же время, он упорно подчеркивает дальнейшую готовность ЕС к диалогу. По его мнению, если таковая будет и с российской стороны, то решение о санкциях против России может быть отменено: «Мы остаемся верны нашему курсу: умно «калиброванные» и совместно принятые меры Европы для увеличения давления на Россию и одновременная готовность к серьезным переговорам с ней». Эти слова Штайнмайера свидетельствуют о затруднительном положении федерального правительства, застрявшего между внешнеполитической решимостью и экономическими опасениями. Так называемые «калиброванные меры» направлены на оптимизацию баланса между нанесением необходимого политического урона и одновременной минимизацией собственных экономических потерь.
С все большей нервозностью такие крупные германские концерны как Siemens, Deutsche Bahn, Wintershall и Volkswagen, производитель сельхозмашин Claas, председатель банковского профсоюза Юрген Фитшен и президент индустриального профсоюза Ульрих Грилло предостерегали ЕС от введения более острых санкций против России и их непредсказуемых результатах для европейских экономических интересов. Даже президент института экономических исследований ifo Ганс-Вернер Зинн предостерег от изоляции России, подчеркнув плюсы углубленных и основанных на экономической комплементарности торговых отношений. Зинн упомянул также старое предложение Владимира Путина о создании зоны свободной торговли между Россией и ЕС с включением в нее и Украины.
Помимо этого, менеджеры немецких концернов E.ON, Metro, BASF и Daimler, приняв участие в экономическом форуме в Санкт-Петербурге, демонстративно заявили о своем интересе в беспрепятственных деловых отношениях с Россией. В отличие от правительства США, вынудившего американские концерны проигнорировать Петербургский экономический форум, правительство ФРГ не давало частному сектору по этому поводу никаких официальных рекомендаций.
Германское федеральное правительство также не видит никаких проблем в продаже DEA, дочерней компании RWE, российскому олигарху Михаил Фридману, и не собирается накладывать вето на запланированные германо-российские миллиардные проекты. Насколько сильно более жесткие санкции наталкиваются на скепсис в Германии, можно заметить и в акцентах, которые бундесканцлер Ангела Меркель расставила в своем интервью по поводу украинского кризиса еще в середине мая. Меркель, хоть и подтвердила свою позицию о неправомерности присоединения Крыма к России с точки зрения международного права, и высказалась за возможное введение дополнительных санкций, отметила, однако, что это не является «самоцелью», высказавшись за «тесное сотрудничество с Россией» в среднесрочной перспективе.
Тот факт, что европейские правительства, вводя новые и более жесткие санкции против России, при этом не препятствуют подписанию экономических соглашений с Россией в частном секторе, показывает, насколько сильно у Европы расходятся внешнеполитические решения и экономические интересы. Недавно введенные против России санкции свидетельствуют о том, что в данный момент политические решения на общеевропейском уровне ставятся выше национальных экономических интересов.

Продолжение следует

12130 просмотров