Вестник Кавказа

Чингиз Гусейнов: "В ходе конфликта вокруг Карабаха впервые в истории появились земли-заложницы"

Последние события вокруг Нагорного Карабаха продемонстрировали некомпетентность некоторых российских журналистов и экспертов в вопросах карабахского урегулирования. Далеко не все аналитики, мнение которых звучало с экранов телевизоров, имеют представление о том, где находится Карабах, чья это территория, какое значение имеют семь прилегающих к ней районов, чьи войска находятся на чьей территории, чего хочет каждая конфликтующая сторона… С просьбой дать ответы на эти вопросы и рассказать о своем видении путей карабахского урегулирования "Вестник Кавказа" обратился к азербайджанскому писателю, литературоведу, культурологу, переводчику, доктору филологических наук, профессору Чингизу Гусейнову.

- В начале апреля, в период последнего обострения в зоне карабахского конфликта российское телевидение продемонстрировало несколько передач, посвященных путям урегулирования. Насколько, на ваш взгляд, они способствовали этому процессу и какие пути решения вопроса видите лично вы?

- Российские телеканалы возбуждают отвлекающие страсти. Так произошло и после четырехдневной войны. Это стало продолжением информационных войн, в которых доминирует не поиск истины, а попытка утопить в шуме-гаме и хаотичной организации подобных передач утопить истину. Передача после четырехдневной войны была типичной - спорили о том, кто первый начал стрелять. Но это второстепеннейший вопрос, потому что идет война, все время ведутся перестрелки. Налицо тенденция к изничтожению мнения стороны, чьи идеи неугодны или противоречат официальной пропаганде. В частности, неправильно рисуют карты. Во-первых, Нагорный Карабах - маленький клочок земли внутри Большого Карабаха. А о Большом Карабахе, где преобладает азербайджанское население, редко когда упоминают. Во-вторых, есть земли, которые вообще не имеют отношения к Карабаху. То есть, на карте должны быть нарисованы три полосы - Нагорный Карабах, Большой Карабах и те земли, которые не имеют отношения к Карабаху, но сейчас захвачены. Земли-заложницы появились впервые в истории.

Бывает, когда захватывают людей и говорят: "Выполните наши условия, и мы их отпустим ". А в нашем случае говорят: "Мы отдадим земли, когда вы признаете независимость Карабаха". Кроме гибели людей с обеих сторон война ничего не принесла с точки зрения решения проблемы. В этой войне никто не победил. Но, может быть, она поможет ускорить дипломатическое решение проблемы. Военного решения проблемы, действительно, нет. Разрушения, гибель людей, превращение в нежилое пространство земель нельзя считать решением проблемы.

Азербайджанцы хотят вернуть земли, которые не имеют отношения к Карабаху, и начать переговоры уже по статусу собственно Нагорного Карабаха. При сохранении территориальной целостности Азербайджана можно допустить какие-то особые формы государственного или независимого существования Карабаха, но в пределах азербайджанского государства.

- В чьих руках, по-вашему, находится ключ решения проблемы?

- Если говорить откровенно, то ключи находятся в руках России. Еще когда вспыхнула война, Советский Союз мог в течение дня решить эту проблему. Тогда был СССР, было Политбюро. Они могли бы посадить руководителей Азербайджана и Армении за стол переговоров и заставить договориться. Но ситуацию пустили на самотек, причем советские войска поддерживали армянскую сторону. 

Нагорный Карабах был автономией, никак территориально не связанный с Арменией. Жители Нагорного Карабаха в основном работали в Азербайджане, были тесные экономические, хозяйственные связи. Но деление Карабаха на нагорную часть и низинную часть было грубой ошибкой. Карабах нельзя делить. Это искусственное образование.

 

23060 просмотров