Вестник Кавказа

Дани Лубрани: "У Ирана будет атомная бомба"

Пётр Люкимсон, Израиль
Дани Лубрани: "У Ирана будет атомная бомба"
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

87-летнего Дани Лубрани в Израиле называют "хранителем тайн". На протяжении более 60 лет он был тайным советником всех премьер-министров страны, начиная с первого премьера Израиля Давида Бен-Гуриона, и продолжает исполнять эти обязанности сегодня. Круг вопросов, которыми он занимается, включает в себя связи с исламским миром и Африкой. В 1971-1978 годах Лубрани был послом Израиля в Иране и в этом качестве стал близким другом последнего иранского шаха Рези Пехлеви и его семьи. Лишь недавно Лубрани впервые согласился встретиться с журналистами.

- Господин Лубрани, можно ли предотвратить появление у Ирана атомной бомбы?

- У Ирана будет атомная бомба, нравится это кому-то или нет. Дело в том, что не только официальный Тегеран, но и почти каждый иранец убежден, что у его страны есть право на обладание собственным ядерным оружием. "Если такое оружие есть у Индии, Пакистана и Израиля, то почему бы ему не быть и у нас?!" - считают иранцы. Вопрос на самом деле заключается в том, кто будет держать в Иране руку на "ядерной кнопке". Таким образом, думаю, нужно побеспокоиться о том, чтобы это не были исламские фундаменталисты.

- Такое возможно?

- Да. Это непросто, это может быть расценено как попытка вмешательства во внутренние дела страны, но это возможно, так как в Иране есть здоровые силы, которым просто не хватает поддержки, и народ Ирана давно хочет перемен. По меньшей мере, хотел их до подписания недавнего договора в Женеве. Нынешний режим Ирана в глазах значительной части нации утратил в немалой степени свою легитимацию, и экономические сложности усилили это ощущение. Поэтому санкции против Ирана имели такое значение. Жаль, что американцы и европейцы не проявили достаточно ума и твердости на переговорах. Прояви они их – и договор мог быть куда лучше, чем тот, который был подписан.

- Вы считаете тактику нынешнего премьера Нетаньяху, решившегося из-за Ирана на конфликт с США, верной?

- Я думаю, что на этом направлении он действует правильно. Мы не должны бояться конфликта с Америкой. Еще Бен-Гурион говорил, что политику нельзя строить на страхе.

- А что вы думаете по поводу возможного удара по иранским ядерным объектам?

- Однозначно против. Это та опция, которая может быть использована только в самый последний момент. И ни в коем случае не стоит ею угрожать.

- А как вы расценили заявление Шимона Переса о его готовности встретиться с Рухани?

- Знаете, он в таком возрасте, что уже может говорить все, что хочет.

- Так в чем же была ошибка американцев и европейцев на переговорах?

- В том, что они изначально заняли слишком гибкую, практически капитулянтскую позицию. Нет сомнений, что этот раунд иранцы выиграли почти "в сухую". Они получили выигрыш во времени длиной в шесть месяцев и 7 миллиардов долларов, и оба эти выигрыша они используют для того, чтобы увеличить свои возможности в создании атомной бомбы. Проблема заключается в том, что иранцы куда более искусны в ведении переговоров, чем американцы. Они умнее, они знают Запад куда лучше, чем Запад знает Иран, они – мастера двусмысленных формулировок. Иранцы очень быстро поняли, что могут достичь с американцами удобного для них соглашения, которое позволит нынешнему руководству страны остаться у власти. Они выиграли, в сущности, в тот момент, когда добились, чтобы переговоры с ними вела именно баронесса Эштон – очень глупая женщина, которая ничего не знает и кроме, как улыбаться, ничего не умеет.

18955 просмотров