Вестник Кавказа

Хайко Лангнер: "Азербайджан – естественный адресат для приглашения в ЕАЭС"

Орхан Саттаров, руководитель европейского бюро "Вестника Кавказа"

Подписание сразу тремя постсоветскими республиками Соглашения об ассоциации с Евросоюзом законодательно оформило стремление Украины, Грузии и Молдавии интегрироваться в объединенную Европу. Для создаваемого Россией, Казахстаном и Белоруссией Евразийского союза это означает потерю трех его потенциальных членов. На фоне этих событий все чаще звучат разговоры о приглашении в Евразийский союз традиционно внеблокового Азербайджана – страны, однозначно отказавшейся от ассоциации с ЕС и являющейся абсолютным экономическим лидером на Южном Кавказе (на долю Баку приходится 85% совокупного ВВП трех южнокавказских республик). Есть ли у Азербайджана евразийская перспектива, и, если да, то какая она? На этот и другие вопросы "Вестника Кавказа" отвечает берлинский политолог Хайко Лангнер – один из редких немецких экспертов, разбирающихся в тонкостях южнокавказской политики.

- В последнее время на уровне экспертов и СМИ, да и российских политиков, говорится о возможном вступлении Азербайджана в Евразийский союз. Как вы можете прокомментировать эти разговоры?

- В последние недели мы стали свидетелями интенсификации дипломатической деятельности Москвы, которая выразилась в многочисленных визитах высокопоставленных российских политиков в Баку. Среди них были глава МИД РФ, спикер Госдумы и вице-премьер. Это нельзя считать простым совпадением и должно рассматриваться в контексте стратегических размышлений Кремля о том, как ему следует формировать отношения с оставшимися настоящими и потенциальными партнерами.
Подписание Евросоюзом ассоциативного соглашения с Украиной, Грузией и Молдавией фактически стало глубоким проникновением Запада в постсоветское пространство. ЕС в связке с США тем самым долгосрочно и очень далеко прорвался в зону влияния России. Иными словами, США заслали ЕС в российскую зону влияния. И даже включение Крыма в состав РФ не может заретушировать того, что подобное развитие событий стало тяжелым ударом по геополитическим интересам России. На этом фоне Москва старается минимизировать потери, чтобы все же претворить в жизнь свой амбициозный план по созданию Евразийского союза. После подписания Киевом, Кишиневом и Тбилиси ассоциации с ЕС этот процесс получил новую динамику.

- Почему для России важно вступление Азербайджана в Евразийский союз?

- Этому есть несколько причин. Во-первых, Азербайджан в силу своего экономического потенциала, богатства энергетическими ресурсами и важного геостратегического положения является привлекательным партнером. С точки зрения России, участие Азербайджана в Евразийском союзе могло бы компенсировать отход от нее Грузии.
Во-вторых, следует учитывать, что вступление многолетнего российского союзника Армении в Евразийский союз не будет иметь особого смысла, если у нее не будет границ с другими странами-членами союза. У Армении и России нет общих границ, и, таким образом, торговый обмен между ними будет продолжать облагаться пошлинами со стороны третьих стран. Если же Азербайджан станет частью евразийского экономического пространства, то эта проблема отпадет сама собой.
В-третьих, Россия рассматривает Азербайджан в качестве своего традиционного друга и союзника, с которым она хотела бы усилить свои стратегические отношения. В прошлом было зафиксировано немало подобных, вполне искренних сигналов со стороны российских официальных лиц. Представление об Азербайджане в России, в целом, позитивное, а президент Ильхам Алиев пользуется высоким авторитетом, как среди российской политической элиты, так и среди населения. Все эти факторы превращают Азербайджан в естественного адресата для приглашения в Евразийский союз.

- Какую роль играет армяно-азербайджанский конфликт вокруг Нагорного Карабаха в контексте возможного членства Азербайджана в Евразийском союзе?

- Конфликт, однозначно, является преградой на пути членства Баку в Евразийском союзе, и в этом контексте должно быть найдено решение. Москва это осознает очень четко, и недавние высказывания советника Владимира Путина Сергея Глазьева – важный признак того, что, возможно, в скором времени будет зафиксировано определенное движение, и политический срок годности наблюдаемого в конфликте статус-кво для Москвы истечет. Россия в прошлом неоднократно подчеркивала свое желание решить этот конфликт, на практике, однако, оставляла Армении развязанными руки и управляла конфликтом в геополитических категориях, поскольку он, скорее, соответствовал ее интересам. Однако, после крымского кризиса и ухода Украины, Грузии и Молдавии из орбиты политического влияния Москвы, возникла новая ситуация, требующая новых подходов.
Кремль прекрасно осознает, что Азербайджан, рассматривая свое участие в евразийском проекте, запросит российскую поддержку в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. По сути дела, это для него на данный момент единственная возможность получить обратно свои территории.
Армения знает это тоже. С военной точки зрения Армения одержала победу в войне за Нагорный Карабах, которая имеет большое психологическое значения для армян. Изменение политического курса Москвы в этом вопросе привело бы, в конечном счете, к ревизии военной победы Армении в той или иной степени. Это объясняет наблюдаемое сейчас в Армении беспокойство, которое, впрочем, довольно близоруко. Разрешения конфликта, при котором Армения бы удержала под своим контролем все территории, а Азербайджан ничего не получил бы назад, в любом случае бы не произошло. И уж точно этого не будет, если Россия хочет сделать из Азербайджана своего стратегического партнера. Следовательно, решение конфликта может быть исключительно компромиссным.
Продолжение следует

18125 просмотров