Вестник Кавказа

Рустам Арифджанов: «Крыму нужна новая элита, а не та, что была избрана в украинском государстве»

Олег Кусов

Интересные собеседники - всегда желанные гости на "Вестнике Кавказа". Олег Кусов дает возможность высказаться всем, кто окажется в числе гостей в студии. Разговор с ними заходит не только о Кавказе. За чаем получасовая беседа пролетает быстро. Рубрика "Право слово" запечатлевает беседы в видео, аудио и текстовом форматах.

- У нас в гостях Рустам Арифджанов, главный редактор телеканала "Аль-РТВ" и вице-президент Евразийской академии телевидения и радио. Рустам, если говорить о крымско-татарском обществе, у меня создалось впечатление, что там не все в этом обществе спокойно восприняли возвращение Крыма в Россию.

- Вы правы. У этого процесса есть несколько объяснений. Одно из них в том, что возвращение крымских татар на родину фактически стало происходить в 1989 г. То есть депортированные из Крымской АССР в 1944 году, когда полуостров находился в составе России, вернулись уже практически в Украину и все эти годы жили в составе Украины. Выросло поколение крымских татар, которое просто не видело себя нигде, кроме Украины. Люди до 30 лет практически, а может быть, даже до 35 осознали себя уже в украинском государстве.
Во-вторых, над крымскими татарами все эти годы висело обвинение, которое только в составе РФ, в указе президента России Владимира Путина о реабилитации крымских татар было снято. Жестокое, несправедливое обвинение в предательстве. Боязнь этого обвинения заставила их быть очень осторожными, подозрительными, чтобы как бы их не обвинили в том, что они предают украинское государство в данном случае.
Есть и третья причина. Она очень субъективная. Не секрет, что у крымских татар было свое освободительное движение, оно называется Курултай меджлис, которое долго боролось за возвращение крымских татар на родину. А находясь там, в Крыму, боролось за сохранение, развитие своего языка, за предоставление каких-то прав реабилитированному народу. Они добивались этого, но у лидеров Меджлиса появился стереотип, что им всегда нужно бороться против всё и вся, хотя нахождение крымских татар и крымского полуострова в составе России как раз предоставляет другую возможность, и нужны другие лидеры - лидеры, которые готовы созидать и строить. Права, которые им дает РФ, чрезвычайно большие. Надо ими воспользоваться и заниматься своим народом. Вместо этого по инерции продолжается борьба. Если уж совсем честно, то в этой среде (потому что крымские татары были инородным телом для Украины, так как Украина - унитарное государство, которое декларирует, что это государство украинского народа, украинской нации) крымские татары, как целый народ, вызывали опасение у Службы безопасности Украины. Поэтому все эти 23 года органы безопасности Украины очень тщательно работали с верхушкой крымских татар.

- Шла идеологическая работа.

- Да. И сейчас для этой верхушки крымских татар - господина Джемилева, Чубарова и ряда людей - интересы Украины дороже интересов собственного народа. И неслучайно и Джемилев, и Чубаров на 5 лет лишены въезда на территорию РФ. Постольку, поскольку ни тот, ни другой не отказались от украинского гражданства, не стали гражданами России, то наши законы позволяют не пускать иностранцев на нашу территорию, если своими речами и действиями они создают взрывоопасную ситуацию в стране и сеют межнациональную рознь. Есть еще, конечно, много проблем. Это клубок сложностей, конечно, влияет на крымских татар. Легче всего сейчас отмахнуться от этих сложностей, не понять их и пытаться разрубить и решительно вгонять их, как когда-то в колхозы, в РФ. Но я думаю, что крымские татары никуда из Крыма не уедут, а вновь депортировать их невозможно, это кощунственно, и никогда так не будет - все равно надо с ними жить и работать. Поэтому надо, постепенно объясняя, заботясь о них, привлекать их на свою сторону и объяснять, что Россия - это многонациональное государство, и каждая нация на ее территории имеет свои права, имеет свои обязанности, но и имеет колоссальные возможности для своего национального развития.

- Вы говорите, что нужно делать. То есть, пока этого еще не делается?

- Я скажу откровенно, понимание этого есть в Москве. Понимание этого в Симферополе чуть сложнее. Поймите, ведь еще не произошел процесс смены элит. В Крыму сейчас у власти та же практически элита, которая находилась и при Ющенко, и при Януковиче, и при других руководителях Украины.

- Вы имеете в виду средний слой?

- Нет, я говорю как раз об элите. Государственный совет Крыма избран в украинском государстве. Это некоторый нонсенс. Это те люди, которые были в «Партии регионов», в движении "Рух" или партии “Батькивщина”. Кто-то из них уехал из Крыма, но основная часть - это депутаты, избранные в другом государстве. На многих руководящих постах находятся люди из другого государства. Это не наша элита. Часть из них, конечно, осознает и радуется, что они в составе РФ. Эти рудименты, конечно, сказываются, и в том числе по отношению к крымским татарам. Я думаю, что Крыму нужна новая элита, Крыму нужен свежий ветер. Может быть, эти свежие веяния принесут выборы, которые состоятся в середине сентября в республике Крым и в городе Севастополе - причем не только в Государственный совет Крыма, но и на муниципальном уровне, в городах Крыма и т. д.

- Думаю, что обсуждение этих вопросов будет входить и в задачи вашего телеканала.

- Безусловно, мусульмане - это граждане РФ, а мы заботимся о мусульманах, в том числе в том направлении, чтобы не было огораживания территории: "вот здесь мы, мусульмане, а здесь - все остальные". Мусульманин - в мечети. Он может быть в соблюдении некоторых ритуалов, некоторых обычаев ислама, но во всем остальном он - гражданин РФ, и он должен жить по законам страны, и к нему отношение должно быть, вне зависимости от того, по какому обряду он верит или на каком языке он разговаривает, уважительное и заботливое.

Полная версия беседы с Рутамом Арифджановым – в рубрике «Видео».

10585 просмотров