Вестник Кавказа

Валерий Дзгоев: "В реформировании нуждается система образования во всем мире"

Олег Кусов

- У нас в гостях главный редактор журнала "Бюджет" Валерий Дзгоев.
Валерий Дмитриевич, что касается вашей родины – Северного Кавказа. На мой взгляд, не экономиста, это очень богатый край. Если мы возьмем, допустим, Республику Дагестан. Здесь есть и море с рыбой, здесь есть и горы с водичкой, есть и степи с пастбищами… А все равно республика на бюджетном финансировании находится. Доживем мы до того времени, когда Дагестан будет кормить Россию, а не наоборот? Я недавно был в Белгородской области и с удивлением узнал, что там производят мясо птицы и свинину – четвертую часть от всего российского производства.

- Вы говорите о богатом крае. Япония – край, богатый ресурсами? Совершенно очевидно, что нет. На самом деле, если говорить о том, что им природа дала, то кроме сочувствия там ничего не найдешь. Но я когда-то давно прочитал в одной математической книге удивительную фразу - все в истории определяет география. Мне это очень нравится. Вот видите, если (я опять к Японии вернусь) веками им приходилось отвоевывать у природы условия своего существования, ментальность нации сформировалось таким образом, что они не ждут милости от природы.

- Более того, там постоянные землетрясения.

- Конечно! Об этом бесконечно можно говорить, но формируется такая ментальность, такие традиции, такие подходы к бытию, что надо много работать и много думать. Что касается нас, то опять же некоторое время назад я читал книгу одного ученого, который лет 200 назад был в Иркутске, в Красноярске. И человек чуть в обморок не упал, когда увидел, как там богато люди живут, какая богатая природа: мешок осетрины стоил 5 копеек, по памяти говорю, могу чуть-чуть наврать, а корова - 20 копеек и так далее.

- А пушнина вообще, наверное, почти бесплатно.

- Пушнина, да. То есть, когда природа много дает, то, возможно, формируется менталитет не самый созидательный. Что касается Дагестана. У меня один из близких друзей – это Мухтар Меджидов, он очень здравый, очень хороший бизнесмен, а в последние годы он был в правительстве республики даже. Мы часто с ним за чаем обсуждаем будущее страны, и часто говорим о будущем нашего родного края. Мухтар Меджидов считает, что надо IT-технологии развивать.

- Израиль показал пример.

- Мне кажется, что это страшно интересно. Надо формировать, как ни странно прозвучит, нового человека. Ведь мы почти все вышли из Советского Союза, за исключением совсем молодых людей. И 1990-е дали ужасные акценты для всего населения. Не очень справедливая приватизация, потом много было теневых денег, которые породили криминал и так далее. И когда молодой человек видит, что рядом с ним не очень талантливый вдруг разбогател, то вряд ли у этого молодого человека появится большое желание совершенствоваться, учиться и так далее.

- Грустное время, да.

- Затем, колоссальная безработица. Очень много устраиваются люди по протекционизму. Вернусь к своему другу Мухтару. Когда он отработал первые полгода, он мне сказал: "Я тебе сообщаю, что ни одного родственника на работу не взял и 100 долларов даже не позволил себе из бюджета взять". Это говорилось абсолютно на дружеском застолье, там не было места для каких-то рекламных речей.

- Это и есть тот новый человек… Валерий Дмитриевич, продолжая разговор о Северном Кавказе, как вы относитесь к идее развития туристического кластера как приоритетного в регионе?

- Во-первых, все созидательное надо приветствовать. Это первый тезис. Второй тезис: природа так самобытна и красива. Бесспорно, надо это превращать в бизнес и рекреационные зоны. Но, думаю, эта задача будет не из простых. Надо правильно и комплексно к ней подойти. Задача не только в том, чтобы установить подъемники, построить гостиницы. Это комплексная задача. Я совершенно убежден, что с главами районов, к которым эти территории относятся, надо уже вести работу, чтобы они уже готовили общественное питание, мальчиков и девочек, которые будут принимать гостей. Ведь слово "сервис" - не российское, понимаете? Поэтому, думаю, есть смысл над этим поработать.

- В Турцию отправить на стажировку.

- В Турцию или еще куда-то, в Азию, в Европу, неважно. Надо изучать. Это касается и правоохранительных органов, чтобы они могли просветительскую работу вести даже среди, простите, шпаны, чтобы шпана понимала, что турист, который к тебе приехал, - это кормилец, и нельзя его обижать.

- Чтобы даже ночью можно было ходить...

- Конечно. Так что это комплексная задача. Я к этой идее отношусь, бесспорно, позитивно, голосую за это двумя руками. Идея правильная, но подход должен быть комплексным. Если, образно говоря, оставить одного министра по туризму в субъекте, и он один пойдет на амбразуру, это будет проигрышная тема. А если подходить комплексно и взять все составляющие, то не пройдет и нескольких лет... Там проблема в чем? Боялись экстремизма, не очень хорошего фона. Но после того как в Нью-Йорке, в Мадриде и Лондоне взрывы произошли, все поняли, что от дурака защиты нет.

- И в Израиль все ездят, а там бывает война.

- В этом смысле фон достаточно сносный. Но подход должен быть сносным, и тогда успех неминуемо придет…

- Валерий Дмитриевич, мы уже затронули вопросы обучения. Как вы считаете, дают ли какие-то результаты реформы высшей школы в России? Мы все реформируем, но удачно ли это делается?

- В последнее время я особо за этим не слежу, врать не буду. Я, скорее, потребитель этого процесса. Но, как любой гражданин и работодатель - в последнее время я много молодых людей на работу принимаю - хотел бы сказать следующее о нашем образовании. По признанию всех в мире, советская система образования была хорошей. Первый тезис. Второй тезис: она была социалистической, ее надо было как-то перевести на новые рельсы - и федерализма, и рыночной экономики.

- Она была еще очень идеологической.

- Да, она была советской. Понятно, что влияние однопартийной власти существовало. Но лучшее надо было сохранить. Что касается образования, я не хотел бы давать каких-то оценок. Но все граждане старшего поколения, которые занимаются своими детьми, внуками, замечают, что глубина знаний падает. С этим надо что-то делать. Есть проблемы подходов к воспитанию школьника. Прежде всего, эксперты замечают - то, что мы сейчас имеем, формировалось пару столетий назад, а мир сильно изменился. Вот достаточно просто обратить внимание на одно обстоятельство. Первого сентября детишки идут в первый класс. Вспомните, какие у них лица, девочки с бантиками, у мальчиков глаза горят, они идут получать знания. Проходит несколько лет. Какая-то часть из них прямо получает клеймо - "бездарный", "дурачок", "двоечник", и бьют постоянно бедного парня — как правило, это парни, но и часть девочек тоже попадает под это. Но это же ужасно! У меня вопрос — как так получилось? Родители отдали ребенка, у которого глаза светились. Куда этот блеск делся? Чей это грех? Системы образования. Над этим надо серьезно подумать. Я, к сожалению, не смогу назвать автора, но была одна популярная запись в интернете. Выступает эксперт и говорит: абсолютно бездарный ребенок, девочка учителями была аттестована как круглая дура, и мать повела ее к психологу. Психолог внимательно посмотрела и сказала матери: "Давайте выйдем". И они стали за девочкой в приоткрытую дверь смотреть. Когда взрослые вышли, девочка стала танцевать. Психолог говорит: "Посмотрите, она хочет танцевать, ей математика и химия не нужны". Мама поступила должным образом, отдала ребенка в соответствующую школу, и та стала выдающимся хореографом. Выдающимся, чуть ли не великим! К сожалению, я фамилии не помню. Но таких историй много. Мы констатируем, что система образования нуждается в реформировании — не только наша, но и вся мировая.

Полностью беседу с Валерием Дзгоевым смотрите в рубрике "Видео"

23405 просмотров