Вестник Кавказа

Вагит Алекперов: «В России в два раза ниже мировых цен продается только два товара – нефть и газ»

Первый канал
Вагит Алекперов: «В России в два раза ниже мировых цен продается только два товара – нефть и газ»
© Фото: Сайт президента России

В.ПОЗНЕР: В эфире программа "Познер", гость программы – основатель и бессменный президент крупнейшей в России частной нефтяной компании "ЛУКойл" Вагит Алекперов. Здравствуйте, Вагит Юсуфович.
Продолжение. Начало см. "Вагит Алекперов: "Меня всегда отличали целеустремленность, работоспособность и четкое выполнение своих обязанностей" и Вагит Алекперов: «Государству пора выходить из собственности»

В.ПОЗНЕР: Считаете ли вы, что те доходы, которые получает государство в результате работы частных и не частных нефтяных компаний, используются правильно?

В.АЛЕКПЕРОВ: Это не мои деньги. Я чужие деньги не считаю.

В.ПОЗНЕР: То есть вы знать не хотите, да?

В.АЛЕКПЕРОВ: Нет, я чужие деньги не считаю. Но все-таки у нас перед глазами у всех, в том числе, я так думаю, у наших руководителей страны, кризис девяностых годов, когда было огромное потрясение для всего населения. И, конечно, эту финансовую подушку нужно формировать, нужно ее сохранять. Потому что и вы, и я пережили конец девяностых годов, когда действительно было огромное потрясение для страны, и я такого повторения не хочу. И все-таки мы смогли в 2008 году за счет денег, которые были накоплены за счет нефтедолларов, достаточно плавно пройти этот сложный период времени.

В.ПОЗНЕР: Вы человек, являющийся одним из лидеров в финансовом состоянии России. Если бы я вас спросил, каковы экономические прерогативы нашего государства, хотя бы две-три? Как вы видите это? Потому что, я вам скажу совершенно откровенно, если меня спросить, то я скажу, что я не понимаю. А вы понимаете?

В.АЛЕКПЕРОВ: Прерогативы сегодня? Это человек. Да, это абстрактно, может быть, приоритет. Но сегодня приоритетом должны стать те отрасли, где задействовано большое количество людей, высококвалифицированных, высокооплачиваемых. Сегодня нужно полностью модернизировать сельское хозяйство, ввести туда новые технологии, чтобы там работали люди с хорошим образованием.

В.ПОЗНЕР: То, что нужно, я понимаю. Я же ведь вас спросил, а как...

В.АЛЕКПЕРОВ: Но это сегодня и есть. Я был в Ставрополье, я видел комплексы. Это уникальные комплексы. Я таких комплексов в США не видел, хотя я посетил в США очень много территорий и видел очень много объектов. Но сегодня те современные комплексы, которые построены на Ставрополье, таких я не видел. Они сегодня уже функционируют. Я считаю, что это приоритет. Конечно, приоритетом сегодня должно быть здравоохранение в первую очередь.

В.ПОЗНЕР: То, что должно быть, это у меня нет вопросов.

В.АЛЕКПЕРОВ: Но сегодня делается, Владимир Владимирович.

В.ПОЗНЕР: Я не могу сказать, и мне моя власть не говорит: "Вот это наш приоритет. У нас денег вот столько, а задач вот столько. И поэтому мы должны выбрать то, куда мы будем вкладывать основные деньги. Мы должны вам сказать: "Вот это главное и это главное. И хотя то тоже важно, но туда пока мы не будем вкладывать, потому что нам надо решить вот это"".

В.АЛЕКПЕРОВ: Ну, Владимир Путин в Думе сказал четыре направления. Эти четыре направления действительно приоритетные. Но еще, самое главное, надо видеть, как провинция преобразовывается. Я вас приглашаю посетить Западную Сибирь, посмотреть медицину Западной Сибири. В Астрахани посмотреть, как сегодня новые производства реанимируются и все то, что было построено.

В.ПОЗНЕР: Принимаю приглашение.

В.АЛЕКПЕРОВ: Сегодня из Москвы, конечно, не чувствуется очень многих вещей, которые происходят в стране.

В.ПОЗНЕР: Конкретно давайте вот что. То, что волнует наверняка очень многих наших слушателей, тем более что в результате все-таки повышения уровня жизни количество частных автомобилей выросло несказанно по сравнению с тем, что когда-то было. Цены на бензин. У меня самые последние данные, это auto.mail.ru: "Бензин в России начал дорожать". "Росстат вынужден признать: бензин в России начал дорожать, - передает "Российская газета". – Согласно официальной статистике, впервые за последние 19 недель цены на топливо пошли вверх, и многие эксперты говорят, что это начало длительного тренда. Согласно предсказаниям, в этом году бензин подорожает от 7 до 18 процентов, то есть он может прибавить в цене до 5 рублей". Опровергаете?

В.АЛЕКПЕРОВ: Я хочу пояснить. Я не хочу говорить о цифрах: "до 5 рублей", "до 8 рублей", я хочу сказать несколько цифр. Цена на бензин в РФ в два раза ниже, чем в сопредельных государствах

В.ПОЗНЕР: Так там нет нефти.

В.АЛЕКПЕРОВ: В два раза. Ну, в Норвегии тоже много нефти. Мы всегда говорим, что наш бензин должен стоить столько, сколько стоит в Иране. Но в Иране лимитирован отпуск бензина. Советский Союз добывал больше всех в мире нефти, 625 миллионов. Я был заместителем министра. Но я не мог поехать в отпуск на машине без запасной канистры. И никто не мог. Кто ехал, никто не знал, заправится он на заправочной станции или не заправится.

В.ПОЗНЕР: Это я помню прекрасно.

В.АЛЕКПЕРОВ: Да. Мы сегодня выполнили главную цель – мы наполнили наш рынок дешевым топливом, в два раза дешевле, чем у сопредельных государств. Но сегодня происходит вымывание нашего топлива. Сегодня ни одна машина не заправляется в Прибалтике – они заправляются все на территории России и едут, пересекая все страны.

В.ПОЗНЕР: Но, согласитесь, в Прибалтике нет нефти. Понятно, что там это должно быть дороже.

В.АЛЕКПЕРОВ: Но в Норвегии самый дорогой бензин.

В.ПОЗНЕР: В Норвегии. Хотя очень много бензина. Это политика. Это определенная политика.

В.АЛЕКПЕРОВ: Да. И у нас сегодня тоже государство через акцизную политику решает проблемы наполнения дорожных фондов. Вы знаете, с 1 января акцизы на бензин, на топливо поднялись очень значительно. Цена на бензин сегодня отстает от того, что требует акцизная политика. С 1 июля еще раз будет поднятие цены на акциз.

В.ПОЗНЕР: В цене литра бензина какая часть?

В.АЛЕКПЕРОВ: 8% - это доход заправочной станции. 53-57% - это налоги. Остальное – это производство и логистика. Когда говорим о заправочной станции, я вам привел пример заправочной станции. Недавно я тоже с удивлением посмотрел, мне очень понравился пирог, нарисованный в одной из газет, кто что получает от этого пирога. Поэтому сегодня, когда мы говорим о стоимости бензина, да, она высокая, но сегодня литр самого дорогого бензина стоит дешевле, чем литр воды в любом киоске.

В.ПОЗНЕР: Это я понимаю. Я даже читал, и, в общем, это довольно остроумное возражение, потому что сделать даже литр водки – это гораздо меньше усилий, чем произвести литр нефти, литр бензина. Это я понимаю. Но ведь такое впечатление, что стоимость этого литра бензина практически не зависит от того, падают или растут цены на нефть. Нету, не корреспондируется. Мы не видим на бензозаправках, что есть какое-то соответствие.

В.АЛЕКПЕРОВ: Нет, есть. И в прошлом году цены падали, особенно в конце осени, на дизельное топливо, на бензин. То есть есть корреляция. Но просто мы наблюдаем то, что последние 5 лет цены постоянно идут вверх. Цены на нефть, сырую, постоянно идут вверх. И, конечно, цена бензина не поспевает за ценой нефти. Но я хочу сказать о другом. Если мы хотим иметь дешевый бензин, тогда нам надо сделать второй шаг: закрыть границы.

В.ПОЗНЕР: Почему?

В.АЛЕКПЕРОВ: Потому что мы в любом разе не удержим наш рынок, потому что он уйдет на сопредельные территории.

В.ПОЗНЕР: Почему?

В.АЛЕКПЕРОВ: А потому что сегодня, если там в два раза дороже, конечно, люди повезут туда и там будут продавать. Нам надо в любом разе балансировать. На территории РФ в два раза ниже мировых цен продается только два товара – нефть и газ. То есть бензин и газ - в два раза ниже. Все остальное – мировая цена. И одежда, и продукты питания, и металлургия, и оборудование - практически все продается на уровне мировых цен. Объявляя тендер на территории России, мы объявляем международный – нам предложения идут и с российских компаний, и с других. Это наша миссия – мы ее выполняли и выполним. То есть цена топлива на российском рынке будет всегда ниже, чем у наших соседей. Но сегодня цена топлива зависит и от налоговой позиции, которую занимает государство. Здесь должно быть обоюдостороннее движение. Цена топлива зависит и от цены электроэнергии, которой потребляется огромное количество. Это все взаимосвязанный механизм. Самое неблагодарное дело – это ручное управление. Поэтому сегодня необходимо, чтобы рыночные механизмы выравнивали и цену на бензин, и заработную плату наших работников, и пенсионное обеспечение наших пенсионеров. Вот этот баланс должен наступить.

В.ПОЗНЕР: Как человек, возглавляющий крупнейшую частную нефтяную компанию, вы считаете, что налоговая политика государства в отношении нефтяных компаний правильная?

В.АЛЕКПЕРОВ: Я считаю, что она не гибкая. Она правильная, но не гибкая. Мы предлагаем, чтобы акцизная политика была привязана к мировым ценам. Как выше цена на нефть, государство зарабатывает на экспорте нефти, значит, снижаются акцизные поступления. Цена нефти падает, на экспорте государство зарабатывает меньше, значит, акцизные поступления должны увеличиваться. Вот эта гибкая политика не даст возможности скачкам цены на бензин реагировать. Это даст возможность нашим гражданам иметь стабильную цену, которая могла бы их застраховать от этих всплесков на нефть, которые могут быть в том числе и с иранскими событиями.

В.ПОЗНЕР: Да, кстати говоря, иранские события. Если будут бомбить Иран, если нанесут удар по Ирану (я допускаю, что это может быть), это как-то скажется на ценах?

В.АЛЕКПЕРОВ: Я думаю, что в сегодняшней цене (124-125 долларов) эти риски уже присутствуют. Если будут, то небольшие пики. Эти риски уже заложены потенциально.

В.ПОЗНЕР: Вхождение в ВТО как-то будет влиять на цены на нефть?

В.АЛЕКПЕРОВ: Я думаю, что нет. Наша отрасль абсолютно не связана с ВТО. Мы только надеемся на одно - что машиностроительная продукция будет более доступна нам по справедливым ценам.

В.ПОЗНЕР: Последний вопрос, пожалуй, который я успею сейчас. Он из неприятных, но вынужден вас все равно об этом спросить. Вы помните этот тяжелый случай, который был на Ленинском проспекте, авария, в которой участвовал ваш заместитель, при которой погибли две женщины, которые были на "ситроене". И было очень много по этому поводу разговоров, судов, свидетельств и прочее, прочее. И ГИБДД определила, что виновата была погибшая женщина. Дело закрыли, потому что сказали, что не может быть дела, когда обвиняемого человека нет в живых. Потом Конституционный суд отменил это решение, сказав, что смерть обвиняемого не означает прекращения дела. Ну это все ладно. Я не хочу вдаваться в эти подробности, но факт тот, что ваш заместитель как-то высказался... Его спросили: "Вам не кажется, что вам надо уйти в отставку? Вы все-таки нанесли компании некоторый вред своим поведением и тем, что вы говорите". На что он ответил, что если так, то должны были бы уйти в отставку очень многие, потому что аварии и тут бывают, и там бывают, и так далее, и поэтому нет совершенно и прочее. В течение всего этого, в общем, невероятного дела ваш голос вообще не был слышен, вы вообще ничего не сказали. Вы мне можете объяснить почему? И вообще, какое ваше отношение к этому?

В.АЛЕКПЕРОВ: Я высказал свое мнение, Владимир Владимирович. Я считаю, что это трагический случай. И мы сопереживаем семьям погибших. Мы сделали со своей стороны все, чтобы девочка ни в чем не нуждалась. Но я считаю несправедливым, если человек на заднем сиденье едет на работу, а его обвиняют в том, что он за рулем был, что он убийца. Ну какой человек ездит на работу рано утром за рулем на персональной машине?

В.ПОЗНЕР: Ну, бывают.

В.АЛЕКПЕРОВ: Это исключение из правил. Человек, который спал на заднем сиденье, в чем его вина? Вина водителя. И мы сделали все со своей стороны, чтобы процессы расследования были прозрачные. Мы дали все материалы, мы представили всю информацию, которую требовали компетентные органы. Но подменять компетентные органы и вершить закон над человеком я не вправе как руководитель. Почему? Потому что он находился на заднем сиденье. Следствие выявило, что он был невиновен. Хотя я еще раз, что это трагический случай. Этот случай, действительно, мог случиться со всеми.

В.ПОЗНЕР: То есть вы разделяете точку зрения своего заместителя, что ему, собственно, подавать в отставку не следует?

В.АЛЕКПЕРОВ: Я считаю, что подавать в отставку за то, что он на заднем сиденье дремал, следуя на работу, - это не случай для того, чтобы его в отставку отправлять. А вот то, что он лично и его друзья сделали фонд, который сегодня обеспечивает материально, до 2023 года эта девочка будет обеспечена финансовыми источниками для того, чтобы вести нормальный образ жизни, и при совершеннолетии она получит крупную сумму для того, чтобы можно было строить свою судьбу, - это его обязанность была.

В.ПОЗНЕР: Именно его? Это не "ЛУКойл" участвовала?

В.АЛЕКПЕРОВ: Это его, это он, частный человек. Его друзья, в том числе и я, дали в этот фонд деньги. Да, мы понимаем, что косвенно водитель машины, которая принадлежит нашей компании, совершил это ДТП, хотя он не был виновным.

В.ПОЗНЕР: Перед тем как предоставить слово Марселю Прусту, я хочу вам задать вопрос. Есть что-то такое, что вы хотели сказать, но не смогли?

В.АЛЕКПЕРОВ: Нет, Владимир Владимирович, я с вами был откровенен.

В.ПОЗНЕР: Что-нибудь, может, мы забыли? Может быть?.. Нет?

В.АЛЕКПЕРОВ: Нет, нет. Всё.

В.ПОЗНЕР: Хорошо. Тогда Марсель Пруст. Первый вопрос. Из того, что принадлежит вам, вы более всего чем дорожите?

В.АЛЕКПЕРОВ: Я более всего дорожу отношениями в моей семье.

В.ПОЗНЕР: Какое ваше любимое занятие?

В.АЛЕКПЕРОВ: Это работа.

В.ПОЗНЕР: Кстати, сколько часов вы работаете в день?

В.АЛЕКПЕРОВ: Я в свое время, когда приехал в Западную Сибирь, определил восьмичасовой рабочий день: с восьми утра до восьми вечера.

В.ПОЗНЕР: Какое ваше любимое женское имя?

В.АЛЕКПЕРОВ: Лариса.

В.ПОЗНЕР: А мужское?

В.АЛЕКПЕРОВ: Мужское – Юсуф. У меня отца звали Юсуф.

В.ПОЗНЕР: Чего вы больше всего боитесь в жизни?

В.АЛЕКПЕРОВ: Опозориться в той или иной степени.

В.ПОЗНЕР: Какую черту вы более всего не любите в себе?

В.АЛЕКПЕРОВ: Мягкость, наверное.

В.ПОЗНЕР: Какое качество вы более всего цените в женщине?

В.АЛЕКПЕРОВ: Порядочность.

В.ПОЗНЕР: А в мужчине?

В.АЛЕКПЕРОВ: В мужчине это профессионализм.

В.ПОЗНЕР: Когда и где вы были более всего счастливы?

В.АЛЕКПЕРОВ: В Западной Сибири.

В.ПОЗНЕР: Оказавшись перед Богом, что вы ему скажете?

В.АЛЕКПЕРОВ: Чтобы ничего не менял в моей жизни.

18940 просмотров