Вестник Кавказа

Земфира Цахилова: «Я много ролей сыграла в картинах студии «Азербайджанфильм», и полюбила эту республику!»

Олег Кусов

 Беседа с актрисой и руководителем детского центра "Катюша" Земфирой Цахиловой.

- Здравствуйте! Наша аудитория, Земфира Аврамовна, состоит из зрителей разного возраста. Я полагаю, что молодое поколение, увидев вас, сразу полезет в интернет. Что там можно прочитать? Википедия сообщает, что вы родились в Северной Осетии. В 1966 году окончили театральное училище им. Щукина. Работали в театре имени Моссовета. С 1966-1982 сыграли более 30 ролей в советских кинокартинах, а в 1993 основали центр развития эстетики и красоты «Катюша», некоммерческое, образовательное учреждение для детей. Интернет-энциклопедия, как мне кажется, довольно скромно вас представила – все-таки вы столько лет проработали в театре имени Моссовета! Вы снялись во многих картинах. Кинороли были очень значительные – «Два билета на один сеанс», например, это действительно классика советского кино. Какими ролями вы наиболее дорожите?

- Как раз я дорожу теми картинами, которые так и не вышли на широкий экран и их не показывают каждую неделю по телевизору, как «Два билета». Я снялась в Азербайджане, Молдавии, на Украине, в Армении. Я вообще в основном снималась на национальных киностудиях, поэтому мои более или менее лучшие работы так и остались разбросаны по всем странам.

- Но они не пропали, потому что существует интернет.

- В интернете да, их можно найти. Но очень многие вообще не получили широкой огласки, широкому зрителю так они и не были представлены. Но это судьба, может это и хорошо.

- А театр? Все-таки театр имени Моссовета – один из лучших в столице. Вы много лет проработали в нем. Чем он вам дорог? Какими ролями?

- Когда я пришла в театр, меня сразу меня взяли в спектакле «Жизнь Сент-Экзюпери» на роль жены главного героя, которого сыграл Вадик Бероев. Он, я и Таня Бестаева - втроем были главные действующие лица. Даже говорили про этот спектакль в театре: «Осетинский наш кишлак». Я не могла никому доказать, что в Осетии кишлаков нет.

- Очень история известная, о которой мне Татьяна Владимировна Бестаева рассказывала. Вадим Бероев… Представители нынешнего поколения, услышав эту фамилию, подумают, что речь идет о его внуке, о Егоре. У меня такое ощущение, что Вадим Борисович Бероев так и не успел раскрыться.

- Нет, он был ведущим артистом в театре имени Моссовета. Нельзя сказать, что он не успел раскрыться, потому что он играл ведущие роли, к которым он относился очень серьезно, чем он и подкупал других артистов. Он был очень ответственный. Вообще он был лучшим артистом. Он и Гена Бортников. Это были герои театра имени Моссовета. Все их очень любили.

- Театралы, да. Но те, кто жил не в Москве, помнят Вадима Бероева по фильму «Майор Вихрь» и другим.

- Да. Перед съемками фильма «Майор Вихрь», он ходил сосредоточенный. «В чем дело, Вадим?» - спрашивала я его. «Моя основная задача сейчас – сделать эту роль. Я даже немного отложу театр, я обязан сделать роль», - говорил он.

- И получилось.

- Да, ему это удалось.

- К 60-летию образования СССР вы были удостоены премии за исполнение самого большого количества национальностей в Советском Союзе. Вы играли молдаванку, азербайджанку, грузинку, таджичку, румынку, француженку, осетинку, естественно. Но и еще в фильме «Капитан Немо» - индианку. Как вам все это удавалось? Это же не просто. Почему режиссеры рассмотрели вас в разных национальностях?

- Наверно, у меня такое всеядное лицо. Я даже немного, бывало, обижалась, когда мне говорили в Туркменистане: «Вы вылитая туркменка». Я думала: «Покажите мне хоть одну, на которую я похожа». Дело не в этом. Эти роли я никогда не разбирала по национальному признаку, главное, чтобы в них было что играть. Главное, чтобы был характер. А какой национальности… Но на эти роли мне не надо было долго преобразовываться, поскольку я все-таки выросла в деревенской низине, я неплохо изучила этот характер.

- Но они же разные. Например, француженка и таджичка.

- Ну что ж, работа наша такая.

- Вы снимались на кавказских киностудиях. В том числе, в Баку, в фильмах «Послезавтра в полночь», «Человек бросает якорь».

- Я там начинала вообще. Мой первый фильм «Почему ты молчишь?» их классика Гасана Сеидбейли. В Баку я много снималась. Это правда. Очень полюбила Азербайджан и его кинематограф. В Армении потом я снималась с Арменом Джигарханяном. Этот фильм, как раз из тех, что затерялись, что у Армена, что у меня.

- Как называется?

- «Жил человек». Фильм о врачебной истории. Герои фильма оба врачи, и вот такая двойная история, и семейная, и профессиональная.

- Действие происходит в горах.

- Да, мы все время носимся по горам, на лошадях, на волах, из одного села в другое. Все это снималось ни в Армении, а как раз в Грузии. Мы там провели около двух месяцев.

- Сейчас говорят некоторые люди, что в советский период в этих республиках был застой, как и везде, что там культурная жизнь была недостаточно богатой. На самом деле было так?

- Что вы! Одновременно на Бакинской киностудии, насколько я помню, снималось 3-4 картины. То же самое в Ереване, я уже не говорю про Молдавию, там к кинематографу относились очень серьезно. Людей специально посылали во ВГИК, чтобы потом снимать свои национальные кинофильмы. Этому уделялось очень большое внимание.

- Целевой набор был во ВГИКе со всех республик? Потом они возвращались домой?

- Да, потом они возвращались и все там были мэтрами.

- Это говорит о том, что Москва заботилась о культурном развитии республик.

- Конечно! Все эти фильмы презентовались в Москве, в Доме Кино, в первую очередь. Я помню, что премьеры всех моих национальных фильмов прошли в Доме кино при полных аншлагах…

- В 1993 году вы создали московский детский центр эстетики и красоты «Катюша». В одном из интервью вы сказали: «Я заранее решила назвать центр по имени первого ребенка, который ко мне придет. Первой пришла Катя Михайловская. Она потом много снималась в передаче «Улица Сезам», в фильме «Волшебник изумрудного города» и в других картинах. А еще мы при выборе названия, честно признаюсь, думали о том, что если станут приглашать за границу, то никому не нужно будет объяснять, что означает название. Имя Катюша всем понятно, это визитка». Вы нашли себя в этом деле?

- Да, конечно. Это мной придумано, могу сегодня сказать со всей ответственностью, что я человек, на своем месте. Мне еще греет то, что именно это место я создала сама, собственными руками. Я думаю, что это гораздо важнее, нужнее и современнее, чем все, что я до этого делала.

- И театр, и кино вы имеете в виду?

- Да, потому что сегодня этот вопрос воспитания, культурного воспитания, воспитание человека творца с малого возраста…Это школа, официальное юридическое образовательное учреждение. Туда приходят дети с 4-х лет. Поскольку у нас возможности не очень широкие, а желающих очень много, то мы детей набираем по конкурсу. Во всяком случае, я считаю, что нашими делами должны заниматься дети, которые внутренне расположены к этому.

- Критерий такой, да?

- Да, обучаемость – это главное. К каждому ребенку приставляется 12 педагогов. Каждый ребенок занимается всем, не так, что одни поют, другие танцуют. Если с 4 лет и до 17 - представляете, чему можно научить человека! У нас задача даже не научить, а понять самого себя изнутри, самому учиться, научить себя познавать все. Ну, конечно, танцы и так далее - у нас хорошие педагоги из высших учебных заведений, из Моисеевского ансамбля, из ансамбля «Березка», театральных вузов. У нас педагоги по актерскому мастерству, по художественному слову. Конечно, идет филигранная обработка людей, которым просто можно завидовать по окончанию центра.

- Я подчеркиваю, что вы это делаете на некоммерческой основе.

- Да, за 21 год ни один родитель, ни один ребенок ни одного рубля не заплатил.

- В наше время, когда вся жизнь построена на коммерческой основе – это, конечно необычно… Это вообще реально? Откуда брать средства?

- Охота пуще неволи. Каждый свое, что имеет, тратит на то, что ему дорого, приобретает, что ему нужно. Мне дороги эти детские улыбки, их развитие, успехи. Мои дети мне очень помогают.

(Полная версия беседы – в разделе «Видео».)

21265 просмотров