Вестник Кавказа

Тогрул Исмаил: "Азербайджан и Турция показывают, что могут сами создать свою дорогу в Европу"

Евгений Кришталёв
После подписания азербайджано-турецких газовых соглашений, отношения между Баку и Анкарой вышли на качественно новый этап. Провозглашенное стратегическое партнерство между двумя братскими государствами дает реальные плоды в самых разных областях и, прежде всего, в экономике. О том, какое значение придается новому формату сотрудничества Турции и Азербайджана, а также других темах современных политических процессов в интервью "Вестнику Кавказа" рассказал доцент факультета международных отношений Университета экономики и технологий ТОББ (Анкара) Тогрул Исмаил.

- Первый вопрос хотелось бы задать по прошедшему недавно визиту президента Азербайджана Ильхама Алиева в Турцию. Было подписано соглашение по транзиту газа азербайджанского газа в Европу, произошла закладка нефтеперерабатывающего завода, который ГНКАР будет строить в Измире. Как Вы оцениваете значение этих соглашений? Известны ли какие-либо его детали и аспектов строительства нового завода?

- Эти соглашения касались в первую очередь стоимости газа по второй фазе разработки газового месторождения "Шахдениз-2", тогда как соглашение по "Шахдениз-1" было подписано ранее и реализуется в настоящее время. В том договоре было прописано, что по завершении первого этапа по второму стороны должны заново договариваться о цене и условиях транзита. Естественно, турецкая сторона старалась, чтобы эта цена была приемлема для Турции, и такое же стремление было с азербайджанской стороны. Все сводилось к тому, что Турция пыталась максимально снизить цену, а Азербайджан старался иметь максимальную выгоду для себя. В этот момент (октябрь 2010 года, – прим. "ВК") появилась информация о протоколах между Турцией и Арменией, и, как следствие, разговор о газовых соглашениях между Турцией и Азербайджаном переместился в другую плоскость. Поэтому многим наблюдателям показалось, что якобы между Азербайджаном и Турцией идет какая-то экономическая борьба и имеется недопонимание. Но, в конце концов, все слухи развеялись, и стороны вышли-таки на взаимопонимание и достигли соглашения. 
Стороны провели в Измире первое заседание Совета стратегического сотрудничества высокого уровня и достигли соглашений по всему спектру  вопросов двустороннего взаимодействия. Примечательно, что к этому событию было приурочено закладка нефтеперерабатывающего завода в Измире совместно Государственной нефтяной компанией Азербайджана (ГНКАР) и турецким альянсом Turcaz, совместным предприятием, которое владеет теперь 51% акций турецкого нефтехимического комплекса Petkim. На мой взгляд, это очень важное серьезное дело.
Этот завод – очень серьезный момент в двусторонних связях, потому что, во-первых, заложен таким образом новый фундамент в этих отношениях. Во-вторых, говорить о каких-либо существующих противоречиях в отношениях между Турцией и Азербайджаном уже не приходится. Стороны практически разрешили все вопросы. Сам завод очень серьезный проект, и это крупный вклад в экономику Турции. В этом смысле азербайджанская сторона сделала большой шаг.

- В отношении перспектив экспорта азербайджанского газа в Европу много говорится о том, что теперь, когда соглашение с Турцией подписано, открыта дорога для прямых поставок азербайджанского газа в страны ЕС. Насколько широко Турция открыла дверь?

- Прежде всего, надо учитывать, что соглашение между Турцией и Азербайджаном состоялось, потому что в этом заинтересована и сама Турция, в том числе и новых объемах поставок азербайджанского газа. Мы знаем, что в последнее время Турция значительно улучшила экономические отношения с Россией. Анкара в большом объеме покупает российский газ. И получилось так, что уже практически 63% всего газа приходится на долю России. Многих политиков, экономистов, специалистов это настораживает, поскольку просматривается в этом качестве серьезная зависимость от России.
Экономически и стратегически, как полагают в Турции, страна должна иметь альтернативные варианты, чтобы не быть зависимой от одного государства. Точнее даже, от одного продавца. Турция уже переживала кризисные моменты, в том числе с Ираном, когда имели место схожие проблемы. Кроме того, когда возник конфликт между Украиной и Россией, он тоже, хоть и не очень серьезно, но повлиял на отношение к вопросу диверсификации поставок. Проблема Ирана с Туркменистаном также повлияла на газовые потоки в Турцию. Поэтому Турция ищет альтернативные варианты импорта газа в страну.
В этом смысле азербайджанский газ является реально альтернативным. Потому, я уверен, что это очень серьезное и важное соглашение по газу. Азербайджан и Турция совершили прорыв в этой области.
Кроме того в дополнение к имеющемуся работающему газопроводу Баку-Тбилиси-Эрзурум к 2017 году будет построен еще один газопровод. Это тоже новый проект, инициированный двумя странами. Соглашение предусматривает прокачку примерно 16 миллиардов кубометров газа в год. Из них около 6 миллиардов кубометров Турция будет закупать у Азербайджана, а остальные 10 миллиардов кубометров будут проданы в Европе, причем как собственность Азербайджана. Это особо оговаривают новые соглашения.
По новому трубопроводу будет прокачиваться азербайджанский газ. Министерство энергетики Турции в течение одного года завершит весь процесс по созданию экспертно-экономических данных по этому вопросу. По новому проекту производитель газа, продавцы и транзитные страны будут совместно решать эти вопросы. Я бы не сказал, что конечными точками поставок станут трубопроводы Nabucco или ТАР. Это будет альтернатива им. Азербайджан и Турция показывают, что могут сами создать свою дорогу в Европу. Поэтому в создании проекта экспорта газа по разработке месторождения "Шахдениз" по ее второй стадии уже не осталось никаких препятствий.

- Вопрос политического характера: как Вы оцениваете избрание Азербайджана в непостоянные члены Совета Безопасности ООН?

- Во-первых, это очень ответственный момент, серьезный момент. Это большой успех азербайджанской дипломатии, это серьезная победа. Азербайджан очень ярко продемонстрировал свои дипломатические способности. Это даст Азербайджану возможность, с одной стороны, показать себя как нормальное современное государство во всем мире. С другой – это даст новый опыт азербайджанскому руководству в рамках мирового содружества.
В Азербайджане некоторые оппозиционные силы считают, что это ничего не даст стране, а некоторые проправительственные агентства слишком преувеличивают роль Азербайджана. Я думаю, что нельзя этот момент ни преувеличивать, ни преуменьшать. Это серьезная победа, которая даст Азербайджану и опыт, и умение. Азербайджан может использовать этот фактор, чтобы поднять активно вопросы регионального характера. Я думаю, что в вопросе Нагорного Карабаха, и так многие считают, это серьезных результатов не даст. Этот вопрос дипломатически неэтичен, и такого опыта нет в дипломатической практике. Но актуальные проблемы региона, такие как замороженные конфликтные ситуации, экономические интеграционные процессы, энергетическая безопасность региона, Азербайджан может поднять. А карабахская проблема – это другая уже концепция, этот вопрос рассматривается сторонами как международная проблема. Она переложена на плечи Минской Группы ОБСЕ. И поэтому я думаю, что в этом вопросе нельзя так много требовать от Азербайджана и его руководства во время нахождения страны в составе Совета Безопасности ООН.

- То есть завышенных ожиданий в этом вопросе также быть не должно?

- Не надо преувеличивать ожидания, но и не надо их преуменьшать. Открыты новые двери для азербайджанской дипломатии, а Азербайджан становится известным во всем мире. За короткое время своей независимости страна стала членом такой организации. Это хороший момент, надо серьезно отнестись к этому.

- Какова ваша оценка перспектив Евразийского союза и интересов к этому образованию со стороны республик Южного Кавказа?

- Во-первых, я бы сказал, что идея, предложенная премьер-министром России В.В.Путиным, очень интересна, но не нова. Попытки разговора о евразийском содружестве были, и мы знаем, что они идут от Казахстана, когда Нурсултан Назарбаев в 1994-м году, выступая перед студентами МГУ, предложил эту идею. Тогда она, к сожалению, не была поддержана со стороны России. После этого разговоры постоянно шли, идеи были, и я могу с уверенностью сказать, что эти идеи евразийства, евразийского сближения существуют и в Турции, и в Азербайджане. Но предложенное Владимиром Путиным  это совсем другое: он предложил свое видение, прежде всего, видение России. Если чисто теоретически посмотреть, это очень хорошие идеи, заманчивые, похожие на такое образование, как Европейский союз, такого же плана, если внимательно посмотреть. Однако, мне кажется, что в этом вопросе еще не все полностью изложено. Не хватает полного раскрытия и идеологической концепции, и детальной сущности подхода к евразийству. Во-первых, этот подход к евразийству ограничивается только постсоветским пространством. Если говорить о таких региональных союзах, то он должен быт открытым для всех стран этого региона. Во-вторых, многие начинания, похожие на этот союз, хотя и в другой версии, остались только в виде намерений, и никаких серьезных изменений не произошло. Нужно говорить, например, о том, что Европейский союз похож на ЕврАзЭС. Нельзя отрицать, что кое-что в этом направлении было сделано. Таможенный союз Россия-Беларусь-Казахстан, созданный год назад, ликвидировал контроль над внутренними границами между странами  и на этой основе может возникнуть общий рынок на 165 млн человек. В экономическом смысле это очень похоже на Европейский союз. Но сравнивать трудно, поскольку в Европейском союзе состоит 37 стран и 500 млн граждан, тем более, что ВВП в этом году там составит 13 трлн дол., в то время как суммарный ВВП ЕврАзЭС около 2 трлн дол. И это принципиальные различия.
Повторюсь, настораживает, что все начинания оставались только желанными, и пока нет никаких серьезных результатов. Будем ждать и надеяться, что в дальнейшем будет попытка сближения  это очень интересно. Что касается кавказских стран, имеет место иной подход. Армения уже объявила о желании попасть в состав этого союза, но, если учесть геополитическую ситуацию и географические особенности  ведь Армения не имеет прямой границы с Россией, не приходится говорить о какой-либо экономической интеграции. Отношения между Грузией и Россией желают лучшего, имеются очень серьезные противоречия  и в этом плане сложно предположить, что Грузия пойдет на интеграцию сейчас. У Азербайджана, опять же, другая геополитическая ситуация: Азербайджан имеет очень тесные экономические связи с Россией, а также культурные и политические, но, с другой стороны, во-первых, возможный союз России с Арменией, во-вторых, несмотря на хорошие отношения с Россией, Азербайджан во внешней политике придерживается прозападного направления, и в этом смысле интеграция (хотя, скорее, процессы сотрудничества и сближения) с Турцией тоже имеют значение. Поэтому Азербайджан в этом вопросе будет себя вести более сдержанно.

- Может ли Турция потенциально заинтересоваться подобным образованием, с учетом того, что в Евросоюз ее пока не пускают?

- Конечно. Турция ищет альтернативные варианты. Она становится региональным игроком, и поэтому какие-либо региональные союзнические начинания Турцию интересуют. Я уже говорил, что в Турции существует множество мнений, и есть даже сторонники Евразийского союза. Но есть настораживающий момент: насколько российская сторона будет искренна в этом вопросе и не является ли это, скажем так, желанием создать союз под эгидой России. Если Турция будет рассматривать этот вопрос как равноправное членство всех региональных государств, она может быть заинтересована в этом союзе. Но если ситуация изменится в другом направлении, и  если это инициатива Росси создать под своей эгидой, под своим руководством региональное объединение, Турцию это будет только настораживать. Мало того, тогда речь будет уже не о союзничестве, но о конкуренции.
25505 просмотров