Вестник Кавказа

Фарах Алиева: «Интерес к мугаму объясняется его глубиной и философской направленностью»

Рамин Назиев, Баку
В Баку завершился второй Международный музыкальный фестиваль мугама. Мугам считается старинной традицией Востока, требующей от исполнителя исключительной музыкальной памяти и слуха, умения импровизировать и композиторского дара. Об особенностях музыкального искусства и о бакинском фестивале ВК рассказала завотделом искусств в Министерстве культуры и туризма, доктор искусствоведения Фарах Алиева.

- Можно ли говорить о том, что сейчас мугам переживает свое второе рождение?

- Мугам - основа основ, один из фундаментальных жанров профессиональной азербайджанской музыки, устной традиции. Мугам формировался веками и хотя считается носителем древнейшей традиции, древнейших принципов музыкального мышления, стал неотъемлемой частью современной музыкальной культуры Азербайджана. Мугам и родственные жанры широко распространены в пространстве восточной культуры. Во многих странах есть похожие традиции. Узбекские шашмакам и макам, турецкий таксимы, алжирская нуба, индийская рага, уйгурские мукамы имеют много общего, созвучного азербайджанскому мугаму. В основе этих жанров лежит импровизационное начало, которое сочетается с четкими каноническими принципами формообразования. Жанр живет благодаря устойчивым традициям и возможности импровизировать, создавать что-то новое.
Золотой эпохой в исполнении национального мугама был XIX век. В одном из древних центров азербайджанской культуры - в Карабахе с его центром Шушой, а также в Тебризе, Шамахы и Баку открывались школы мугама. Из Шушы, которая считалась консерваторией Кавказа, выходили знаменитые ханенде, прославившиеся на весь Восток и оставившие глубокий след в истории азербайджанской музыки. В начале XX века голоса азербайджанских ханенде звучали в концертных салонах Европы. Выступления на «восточных концертах» открыли широкие возможности. Знаменитые граммофонные студии Москвы и Варшавы записывали наших мугамных исполнителей на пластинки и распространяли большими тиражами по всей Европе.

- Как появилась идея проведения международного фестиваля мугама?

- Идея принадлежит президенту фонда Гейдара Алиева Мехрибан ханум Алиевой. После восстановления независимости Азербайджана искусство мугама переживает эпоху возрождения. Мугам включен в список нематериального мирового наследия по линии ЮНЕСКО. В Азербайджане многое делается для сохранения традиций мугама - выпускаются книги, альбомы, проводятся презентации. Фонда Гейдара Алиева поддерживает молодых мугамных исполнителей, уже несколько лет проводится телевизионный конкурс мугамных исполнителей, который транслируется по всему миру и имеет большую мировую аудиторию. Выпускаются диски старинных мастеров мугама, особенно я хотела бы отметить диски «Карабахские ханенде» - это кропотливый научный труд, потому что собрать всех мугамных исполнителей-выходцев из Карабаха не просто. Карабахская школа - ведущая школа азербайджанского мугама.
Итогом всей этой работы и стал первый международный фестиваль мугама «Space of muqam» в Баку. Это было в 2009 году, когда Баку был провозглашен столицей исламской культуры. Этот фестиваль был единственным, полностью посвященным одному из жанров профессионального искусства - традиции востока. Уникальной чертой стало совмещение трех крупных международных акций - цикла мугамных концертов, научного симпозиума и конкурса молодых исполнителей мугама.
В этом году фестиваль был проведен второй раз. С концертами выступали знаменитые музыканты. Например, Гусейн Аль Адхами из Ирака – известный исполнитель и ученный, который занимается проблемами иракского вокала; Аиша Редуан из Египта - певица с уникальным голосом и манерой исполнения.

- Что нового было на симпозиумах и концертах?

- Симпозиум проводился по решению научно-исследовательской комиссии «Макам» при Международном совете по традиционной музыке Востока (ICTM - International Counsil of Traditional Music of UNESCO), которая свое седьмое заседание решила провести в Баку. В работе симпозиума наряду с азербайджанскими исследователями мугама принимали участие ученые из США, Канады, Франции, Финляндии, Германии, России, Турции, Ирана, Туниса, Узбекистана, Китая (Уйгурский автономный регион). Их выступления можно объединить темой «Азербайджанский мугам и музыкальные традиции Среднего Востока».
В рамках фестиваля были оперные спектакли «Лейли и Меджнун», «Шах Исмаил», после долгого перерыва была восстановлена в концертном исполнении опера Узеира Гаджибейли «Асли и Керем», были симфонические концерты, цикл джазовых концертов. Было два интересных мастер- класса. Один провел исполнитель на ударных инструментах Габиб Яммени, второй - мугамист Алим Касымов.
В состав жюри входили известные ученные и мугам-исполнители. Председателем жюри был Сиявуш Карими – профессор, ректор национальной консерватории, а сопредседателем профессор Жан Дюринг из Франции. Членами жюри были известный ханенде, профессор консерватории Национальной, профессор, ученый–теоретик, перу которого принадлежат фундаментальные труды по теории мугама, секретарь Союза композиторов Рамиз Зохраб. Еще в жюри были представители Турции, США и Ирана – Озан Ярман, Уильям Саммитс, Эхсан Хезрло. 

- Кто стал лауреатом?

- Первую премию получил представитель Азербайджана Эхтирам Гусейнов – молодой, перспективный и уже известный исполнитель мугама. Вторая премия была присуждена представителю Ирана. Среди награжденных были представители Турции, Иордании, Китая.

- Как работает открытий в 2009 году Международный центр мугама?

- Это уникальный комплекс, единственный в своем роде. По форме он напоминает национальный музыкальный инструмент тар. Дизайн очень современный - сочетание традиционных форм с современным стилем дизайна отвечает эстетике мугама. Мугам как древний жанр и мугам как современный жанр. Этот центр стал как бы домом мугама. Там проводится концерты, юбилеи исполнителей. Там же проходили концерты фестиваля.

- Какие музыкальные инструменты используются при исполнении азербайджанского мугама?

- Есть традиционно исполнительская манера азербайджанского мугама - ханенде, который сам себе может аккомпанировать на гавале, а также тар и каманча это мугамное трио. Еще используется старинный азербайджанский инструмент балабан, а также нагара. Кстати фестивали-концерты показали и традиционную форму инструментального сопровождения с таром и каманчой, а были еще расширенные, когда уже в состав ансамбля включались канон, гоша нагара.

- Наряду с традиционным мугамом есть такие новые жанры в азербайджанской музыке как мугам-опера, джаз-мугам, рок-мугам. Благодаря им мугам начали слушать на Западе. Как появились эти направления? 

- Первая опера в Азербайджане и на всем Востоке – «Лейли и Меджнун» Узеира Гаджибейли, созданная в 1908 году. Гениальность Гаджибейли была в том, что он в своем первом произведении нашел уникальный путь синтеза европейских и восточных национальных традиций. «Лейли и Меджнун» - одна из любимейших опер азербайджанского народа. Она и сегодня украшает афишу оперного театра, и каждый раз собирает огромные залы.
Создателем симфонического мугама считается выдающийся азербайджанский композитор Фикрет Амиров, написавший «Шур», «Кюрд овшары», «Гюлюстан Баяты-шираз». Эти произведения получили международное признание. Симфонические мугамы Фикрета Амирова исполняли великие дирижеры Шарль Мюнш и Леопольд Стоковский. Создание нового жанра «джаз-мугам» связано с именем и творчеством легендарного пианиста и композитора Вагифа Мустафазаде.
Это еще раз доказывает, что мугам как искусство не только бережет традиции, но дает импульс возникновению новых жанров. Это искусство животворящее. 

- Как европейский зритель принимает мугам?

- Очень интересно. Исфар Сарабский занял первое место на джазовом конкурсе пианистов в швейцарском городе Монтрё. Его композиции, манера завораживали, ведь это был не универсальный, стандартный джаз. Это был джаз, в котором были вкраплены и мугамные интонации, и исполнительские штрихи, которые идут от мугамного исполнительства. Алим Касимов имеет огромную аудиторию, его особенно любят во Франции. Этот ханенде преподносит очень интересную трактовку азербайджанского мугама. Вообще в последнее время наши исполнители получают много приглашений на различные фестивали. Интерес к мугаму объясняется его глубиной и философской направленностью.
37950 просмотров