Вестник Кавказа

Степан Григорян: «Азербайджан посылает позитивные импульсы Армении»

Евгений Кришталёв

Парламент Армении провалил голосование по проекту закона "О признании независимости Нагорно-карабахской Республики", представленного оппозиционной фракцией "Наследие". Парламентское большинство отвергло такое решение, отметив, что на настоящем этапе признание Карабаха нецелесообразно. За законопроект проголосовало всего 13 депутатов - члены партий "Наследие" и "Дашнакцютун". Ни одна из коалиционных фракций парламента в голосовании участия не приняла. О том, что обусловило такое поведение армянских парламентариев ВК  рассказал председатель правления Аналитического центра по глобализации и региональному сотрудничеству Степан Григорян.

- Как вы можете прокомментировать прошедшее голосование в парламенте Армении о признании Карабаха?

- Я считаю, что одностороннее признание Арменией независимости Нагорного Карабаха - прямой путь к обострению ситуации в регионе. И этому есть много объяснений. Во-первых, существует Минская группа ОБСЕ, в рамках которой медленно, но идет процесс переговоров, проходят серьезные дискуссии, предлагаются серьезные варианты разрешения конфликта, которые находятся на столе переговоров. Любое одностороннее решение (неважно, с азербайджанской стороны или тем более с армянской) - путь к конфронтации и, прямо скажу, – к войне.
Во-вторых, неуместность этого шага заключается в следующем. В состав сопредседателей МГ ОБСЕ входят Россия, Франция и США, и в каком-то отношении признание стало бы вызовом этим государствам. Они проводят огромную работу, имея влияние на общемировые процессы. Армения бы в случае принятия законопроекта, как бы заявил России, что больше не интересуется ее мнением, переговорным процессом вокруг Нагорного Карабаха. Это, конечно, было бы глубоко ошибочным, и допускать такого развития событий нельзя.
В этом контексте хотел бы обратить внимание на один нюанс в выступлении президента Армении Сержа Саргсяна на саммите ОБСЕ в Астане, в котором он очерчивает грань, когда именно Ереван мог бы пойти на признание независимости Карабаха. Он заявил, что Армения может сделать это в случае начала военных действий со стороны Азербайджана. В такой ситуации Армения действительно была бы вынуждена (оговорюсь, может быть) пойти на такую меру – одностороннее признание Нагорного Карабаха или подписание какого-то союза с карабахскими властями. В случае войны, вступили бы в силу совсем другие правила игры. Но до этого, когда идут переговоры в формате Минской группы ОБСЕ, допускать такие действия как признание независимости было бы серьезной ошибкой.

- В Москве 9 декабря за закрытыми дверями прошли переговоры на уровне глав МИД России, Азербайджана и Армении. Будет ли это способствовать какому-то выходу из тупиковой ситуации, в которой оказался переговорный процесс, или продолжит сохраняться, как выразились наши эксперты, "тупиковое затишье"?

- Полагаю, что такое определение "тупиковое затишье" не соответствует реальности. Принципиально не согласен с такой позицией и могу это обосновать. Я находился в Баку 1-2 декабря на конференции, посвященной отношениям Евросоюза со странами Южного Кавказа и связанным с этим аспектам безопасности. В своем выступлении я отметил важность заявления по Карабаху, принятое на саммите ОБСЕ в Астане. В Казахстане президенты Азербайджана и Армении не просто присоединились к так называемым мадридским принципам урегулирования конфликта, но и к заявлениям президентов России, США и Франции, сделанным на саммите «большой восьмерки» в Канаде. В нем раскрыты шесть главных шагов, где присутствуют, безусловно, интересы Азербайджана по территориям вокруг Нагорного Карабаха и беженцам, а также армянской стороны в отношении временного статуса Карабаха, о возможностях проведения референдума. Потому разговоры о каком-то тупике в переговорах я не очень хорошо понимаю. Порой даже складывается впечатление, что многие эксперты или не углубляются или не удосуживаются углубиться в этот серьезный и многогранный процесс. Иными словами астанинское заявление безусловное продвижение вперед и роль России в этом позитивна. Можно привести в пример встречу в Астрахани, где стороны достигли очень важного гуманитарного результата – договорились обменяться военнопленными. Это стало серьезным продвижением вперед в качестве укрепления мер доверия.
Суммируя все это, хочу сказать, что совершенно четкие и позитивные сигналы со стороны Азербайджана есть, в чем я убедился, будучи в Баку. В частности, реставрируется, находящаяся в центре города, Армянская церковь. Потому в целом я не могу назвать ситуацию такой уж тупиковой.
Прошедшая в Москве встреча глав МИД подтверждает тезис о том, что переговорный процесс проходит интенсивно и важно не допустить его остановки. После Астаны и фактического закрепления мадридских принципов назад дороги нет, и теперь эксперты двух сторон могут разбираться в конкретике обозначенных вопросов – в каком порядке должны последовать определенные шаги, в каких временных рамках это должно происходить.

- Подытоживая ваши рассуждения, как может выглядеть динамика контактов или потенциальных договоренностей в календарных рамках?

- Полагаю, что в этом смысле не стоит эксплуатировать механизмы прямого общения на президентском уровне. Мы все время ждем встреч президентов. Сегодня президенты зафиксировали базовые шаги. И теперь это уровень министров иностранных дел и их экспертов вести переговоры, часто встречаться для определения дальнейших шагов. Возможно, было бы уместно даже расписать график таких встреч (каждый месяц или не меньше чем раз в два месяца) и вести конкретную работу. Надо понимать, что будет много сложностей на этом пути, несогласований и противоречий. Но основная задача такой четкой схемы заключается в том, чтобы имеющееся напряжение не зашкаливало, не рос риск возобновления военных действий. Параллельно необходимо усиливать меры доверия между сторонами, куда входит всё, включая визиты в Баку и Ереван наших экспертов. Ведь если хотим завтра что-то реализовывать в Карабахе на линии соприкосновения, то уровень доверия должен быть в разы выше.

- На ваш взгляд, угроза войны отошла на задний план после саммита ОБСЕ в Астане?

- У меня нет сомнений, что угроза войны отошла и дело не только в общем заявлении по Карабаху. В Астане был дан совершенно четкий импульс со стороны России, США и Франции, представляющей Евросоюз, о том, что полностью исключены варианты каких бы то ни был силовых акций. Причем такой месседж направлен и в сторону других конфликтных ситуаций на постсоветском пространстве. Идти против такой общей тенденции, абсолютно уверен, никто не захочет.

31570 просмотров