Вестник Кавказа

Ашот Манучарян: «Путь к армяно-турецкому примирению это диалог между обществами, а не навязанные протоколы»

Беседовала Сусанна Петросян, Ереван
Недавно парламент Турции принял решение вернуть в повестку дня снятые с нее месяц назад армяно-турецкие протоколы. Хотя как изъятие, так и возвращение протоколов было сделано в рамках внутреннего устава законодательного органа и укладывается в процедуру технического характера, эти шаги турецкого парламента вызвали определенную активизации в армянском экспертном сообществе. На вопросы ВК отвечает бывший главный советник президента Армении по вопросам национальной безопасности Ашот Манучарян.

- Эксперты и политики в Ереване называют две причины возвращения армяно-турецкий протоколов в парламент Турции - техническую и политическую. Какую причину назовете вы?

- Вопрос протоколов очень глубокий и фундаментальный. То, что протоколы вновь оказались в турецком парламенте, больше связано с политикой США, с глобальными процессами, увязанными на наш регион, нежели с конкретными проблемами самой Турции. Хотя проблемы этой страны, безусловно, также имеют значение в этом плане. Армяно-турецкая граница это точка важнейших геополитических разломов. К указанной границе сходятся несколько важных плоскостей. В связи с этим, решение парламента Турции вернуть протоколы в повестку дня означает одно - открыть закрытое направление, ибо игра возобновлена.

- Вы указали на связь между глобальными процессами и кавказским регионом. Какую роль в этой связке играют армяно-турецкие протоколы?

- Южный Кавказ - важнейший коридор на континенте Евразия, инструмент, позволяющий влиять на темпы экономического развития ведущих игроков в Евразии. Сегодня между всеми глобальными игроками развернулась нешуточная борьба за управление этим, по сути, нейтральным коридором. В рамках этого противостояния армяно-турецкие отношения играют важнейшую роль в аспекте того, кто и насколько будет управлять Южным Кавказом. А одним из важнейших элементов указанного коридора является Армения, где состояние умов во многом определяется армяно-турецкими отношениями, в которые в свою очередь вкраплена проблема геноцида.

- Какое место занимает проблема геноцида в указанной вами возобновленной игре? 

- В позиции сильных мира сего и проявляется вся философия сегодняшнего мира. А именно: насколько люди могут быть расчетливыми и циничными в рамках обеспечения своих государственных интересов или блоковых задач. Насколько возможно использовать глубочайшую трагедию народа в качестве разменной монеты для решения тех или иных задач. Сегодня максимально цинично действуют в этом вопросе США, Англия, Израиль. Каждую секунду по поводу и без повода в качестве жупела над Турцией ставится вопрос геноцида: проблема геноцида превращена в инструмент для шантажа Турции. Чувства армян, их история не имеют никакого отношения к торгашеской психологии сегодняшнего мира, который показывает безграничную продажность. Таким образом, помимо давления на армяно-турецкий процесс внешних игроков и в первую очередь Запада, здесь присутствуют и элементы торга.

- Повлияло ли на решение Анкары вернуть протоколы в парламент мнение международного сообщества, которое связывает провал армяно-турецкого процесса с позицией Турции? Возможно ли, что Турция стремится избиваться от негативных оценок и доказать свою способность к ведению переговоров?

- Турция на уровне правительства и государства - хищная часть хищного мира. Эта страна имеет свои интересы и маневрирует, чтобы урвать для себя максимум в совокупности вопросов, которые возникают вокруг протоколов. В чем суть протоколов? Их реализация открывает границу с Арменией, снимает проблему Турции как враждебного Армении государства. Тем самым, снимается необходимость вхождения Армении в ОДКБ и снижается актуальность стратегического союза с Россией. То есть для стран, которые стремятся уменьшить влияние России в этом регионе, решение проблемы армяно-турецких отношений, есть ключ к усилению своего влияния в регионе и ослаблению роли России.

- Вы разъяснили позицию Запада в вопросе протоколов. Какую позицию, на ваш взгляд, занимает Россия? 

- Я уже назвал три основных торгаша в вопросе армяно-турецких отношений, но есть и другие страны, которые не чураются подобным поведением. В частности, позиция России также включала в себя ряд подобных элементов. В подходах России просматривался поверхностный и хищнический подход к вопросу, желание урвать для себя в рамках экономических проектов какие-либо преференции. Этот подход обуславливал заинтересованность России в открытии границы, стремление этой страны посредством осуществления энергетических проектов в Армении развивать сотрудничество в сфере энергетики с Турцией. Кроме того, есть еще один момент в политике России, который сразу хочу сказать, уже сошел на нет. В частности, Россия надеялась вырвать Турцию из западного, в первую очередь американского, контекста и сделать ее частью российского контекста. Впоследствии, по всей видимости, для России стало очевидно, что в сегодняшнем мире это сделать невозможно и прагматичная Турция будет торговаться угрозой налаживания особых отношений с Россией для ведения торга с Западом. Кроме того, стало очевидно, что Турция не будет приносить в жертву улучшению отношений с Россией свои отношения с Западом.
Думаю, что в этом подходе России завышена оценка экономических преференций, а также завышена оценка возможностей Турции по пересмотру своей ориентации. Считаю, что Россия будет постепенно приходить в традиционное состояние, что в терминах современного, более толерантного мира означает "держать ухо востро с Турцией".

- Является ли отношение армянского общества каким-то фактором в армяно-турецком процессе, ведь народ фактически с недоверием относится к Турции?

- Безусловно, это фактор. Сегодня существует проблема примирения народов. Примирение правительств в рамках сегодняшнего мира это достаточно сложная и зачастую бессмысленная затея, которая угрожает истинным глубинным процессам. Процесс примирения между армянами и турками должен быть основан на понимании народами друг друга. Турция отнюдь не одномерна, и в убийствах армян в годы Первой мировой войны участвовало не больше людей, чем в их спасении. Тем более, среди турок были многие, кто или не знал этого, или узнав, был шокирован. Вот с этой, истинной Турцией надо быть в контакте. Необходимо, чтобы люди поняли, что произошло и нашли пути преодоления существующих проблем. И путь к этому не протоколы, особенно протоколы, продиктованные сильными мира сего. Путь к примирению - в диалоге обществ, в диалогах философов, религиозных деятелей, деятелей культуры, бизнесменов, молодежи… А то, что сегодня задействовано, это очередной инструментарий "мира рвачества". Я предлагаю начать процесс примирения с Турцией, но в другом формате, без этих протоколов, на уровне НПО, ученых. То есть начать примирение на базе человеческого достоинства и армян, и турок.

- Как бы вы прокомментировали позицию официального Еревана в вопросе армяно-турецких протоколов? 

- Сегодня официальный Ереван является частью этого торгашеского мира и играет полностью по этим законам, ибо это группа людей, заинтересованных в сохранении власти и приумножении капитала. Официальный Ереван должен не участвовать в этой торговой сделке мира с Турцией и давать возможность использовать Армению как инструмент этой торговли, а должен отказаться от этого и включить ту программу, о которой я уже сказал выше.
20980 просмотров