Вестник Кавказа

Иранский бизнес заходит в Туркменистан

Виктория Панфилова обозреватель "НГ" для "Вестника Кавказа"
Иранский бизнес заходит в Туркменистан
© Фото: Сайт президента России

Визит президента Ирана Хасана Рухани в Ашхабад завершился в среду подписанием пакета документов в области транспорта, сельского хозяйства, электроэнергии, а также соглашения о сотрудничестве между приграничными регионами Туркменистана и Ирана. Главы двух государств договорились в течение десяти лет увеличить объем товарооборота между двумя странами до 60 млрд долларов в год.

Президент ИРИ посетил Туркменистан с двухдневным визитом, и на переговорах с туркменским коллегой Гурбангулы Бердымухамедовым отметил, что "Тегеран и Ашхабад продолжают выстраивать близкие отношения в рамках плодотворного сотрудничества", основы которого были заложены сразу после обретения Туркменистаном независимости. Как отмечают эксперты, двусторонние отношения строятся исключительно на базе экономической целесообразности, почти игнорируя политические разногласия. Как сказал "Вестнику Кавказа" директор Аналитического центра МИГМО Андрей Казанцев, страны объединяют наличие протяженной общей границы, по обе стороны которой проживают родственные народы, многовековая историческая, конфессиональная и цивилизационная близость. Территория нынешнего Туркменистана когда-то была частью Персидского государства, а столица легендарной персоязычной Парфии – Ниса – находилась неподалеку от современного Ашхабада.

На переговорах с туркменским лидером Рухани отметил, что "обе страны должны использовать все свои возможности для расширения двусторонних связей". По итогам переговоров было подписано 17 соглашений о развитии отношений в экономической, культурной, политической, правовой, научно-технической сферах. По словам Рухани, подписанные документы не только будут способствовать дальнейшему развитию отношений между двумя странами, но и принесут пользу всему региону.

Кроме того, президент Ирана заявил о планах Тегерана усилить сотрудничество между двумя странами в сфере энергетики, начатое ее в начале 1990-х. Напомним, что в 1998 году был построен газопровод по маршруту Корпедже-Курткуи, длиной 200 км и мощностью 10 млрд куб. метров газа в год. Через несколько некоторое время была введена в строй вторая ветка трубы, мощностью 8 мрлд куб. метров газа в год. Финансирование строительства газопровода велось за счет Ирана. Иранский коридор позволил Туркменистану выйти на газовый рынок вне постсоветского пространства, тем самым снизив зависимость от России.

По словам Рухани, Иран намерен продолжать импорт газа из Туркменистана, а также планирует усилить сотрудничество в области закупок электроэнергии, взаимодействие в транспортной сфере, машиностроении, сельском хозяйстве, а также в традиционной нефтехимической отрасли. Поспособствует этому и открытая в декабре прошлого года в рамках проекта "Север-Юг" железная дорога Казахстан-Туркменистан-Иран.

Строительство магистрали началось в 2009 году. В 2012 году был закончен казахстанский участок (120 км), в 2013 состоялась его стыковка с туркменским участком Кызылгая-Берекет. 3 декабря 2014 года заработал иранский участок железнодорожной дороги Берекет-Горган. Потенциал этой железной дороги большой. Она свяжет между собой не только три страны, но также Китай и Россию, поскольку железнодорожные ветки в Центральной Азии сообщающиеся. Это вторая железнодорожная магистраль, которая связала Туркменистан с Ираном. Первая железная дорога Теджен–Серахс–Мешхед была введена в эксплуатацию в мае 1996 года. Эта магистраль открыла для Туркменистана кратчайший путь в регион Ближнего Востока.

Общая проблема для Ирана и Туркменистана – напряженность в соседнем Афганистане. На туркмено-афганской границе не прекращаются вооруженные инциденты, что не может не беспокоить Ашхабад и Тегеран. "Иран и Туркмения заинтересованы, как и все соседи Афганистана, в установлении стабильности и мира. Для Ирана это важно, поскольку через территорию этой страны идет основной поток наркотиков в Европу – так называемый западный маршрут. На этом направлении Иран реально тратит огромные средства, перехватывая примерно 30% наркотиков, которые идут через его территорию. Это серьезный показатель", – сказал Андрей Казанцев.

Другая проблема для Ирана, по словам Казанцева, – шииты-хазарейцы. "Это афганское меньшинство, против которого активно действовал "Талибан", и которое по религиозным обстоятельствам пользуется покровительством Тегерана. Поэтому Иран заинтересован создать эффективные механизмы взаимодействия со всеми соседями Афганистана и не допустить дальнейшей дестабилизации по периметру своих границ, в том числе в Туркмении", – сказал Казанцев. По его словам, Тегеран проводит особую линию в отношениях с постсоветскими странами, что признают даже западные эксперты, не жалеющие критики в адрес иранских властей – Тегеран всегда стремился к мирному урегулированию конфликтов в республиках бывшего СССР.

Эксперт считает, что Рухани будучи политиком умеренного толка, продолжит эту линию. В частности, он не будет заострять внимание на планах Ашхабада поставлять газ в Европу, на что претендует и сам Тегеран. Однако если туркменская сторона проявит чрезмерное рвение в вопросе газообеспечения Европы, то вполне можно допустить, что Рухани напомнит о позиции Ирана, который выступает категорически против строительства любых трубопроводов через Каспийское море до принятия принципов его деления по национальным секторам всеми пятью прикаспийскими государствами.
Впрочем, Тегеран, предлагает Ашхабаду альтернативный маршрут транспортировки природного газа путем использования иранских газопроводов, проходящих через территорию Турции. Туркменская сторона, в свою очередь, не отказывается от использования этого варианта, но и не спешит соглашаться.

21005 просмотров