Вестник Кавказа

Вашингтон опять задумался над ослаблением России в Центральной Азии

Виктория Панфилова обозреватель "НГ" для "Вестника Кавказа"

США пересматривают политику в Центральной Азии. Вашингтон будет способствовать укреплению (прежде всего экономическому) государств региона путем превращения Центральной Азии в "перекресток международной торговли", что приведет к повышению реального уровня их суверенитета с одной стороны, а с другой – к ослаблению позиций России в регионе и сдерживанию Китая.

Как заявил заместитель госсекретаря США Энтони Блинкен, безопасность в странах ЦА укрепляет безопасность США, и является немаловажной составляющей в глобальном противостоянии терроризму и экстремизму. "Стабильность в этом регионе может быть достигнута, когда страны Центральной Азии являются не просто суверенными, но и в полной степени способными защитить собственные границы. Страны региона при этом будут связаны друг с другом и с развивающимися экономиками стран Азии, а правительства подотчетны своим гражданам", - раскрыл карты в доступной степени Энтони Блинкен.

Ведущий научный сотрудник Института востоковедения, д.и.н. Шохрат Кадыров считает, что за всеми "словесными изяществами" Вашингтона стоит все-таки одна цель - ослабление России и Китая и собственный выход в доминирование по периметру границ с Россией без прямого конфликта с ней. "Наверное, не стоит искать в такой схеме какое-то особое место для самих стран Центральной Азии. Особенно тех, которые и без вмешательства извне склонны к дестабилизации - Таджикистан, Узбекистан, Киргизии. Вашингтону совершенно точно не нужно участвовать в каких-то конфликтах в этих странах", - сказал "Вестнику Кавказа" Кадыров.

Директор Аналитического центра МГИМО Андрей Казанцев обращает внимание на слова заместителя помощника государственного секретаря США по делам Южной и Центральной Азии Ричард Хоугланда, который по поводу новой стратегии Вашингтона пояснил, что особое внимание будет также уделяться работе в области прав человека, чтобы местные власти и элиты перестали опасаться демократических реформ и относились к ним как к своим "союзникам", работающим на национальные интересы. "Конечные цели США при этом вряд ли претерпят изменения. А они общеизвестны – усиление собственных позиций и сокращение влияния других мировых игроков", - сказал "Вестнику Кавказа" Казанцев.

По мнению политолога, меняется лишь подход - Вашингтона будет больше внимания уделять диалогу с властями и элитами Центральной Азии, и некие особые отношения могут выстраиваться с теми общественными или политическим группами, которые созрели для долгосрочного взаимодействия с США. "Опираясь на такие группы, и активно применяя описанную схему, Вашингтон, вероятно, сможет лучше продвигать интересы и может добиться более значительного, чем сейчас отчуждения центральноазиатских республик от России", - сказал Казанцев. Политолог также считает, что "прививая" в регионе демократические ценности и стандарты, Вашингтон будет более аккуратен в риторике. США осознали, что активная критика властей государств Центральной Азии в отклонении от демократических стандартов ни к чему хорошему не ведет, а лишь создает дополнительные проблемы во взаимодействии с местными режимами. Поэтому ради достижения своих целей на кое-что можно и закрывать глаза.

В свою очередь Шохрат Кадыров обращает внимание на новые акценты в виду появления взаимовыгодных интересов у Вашингтона и Тегерана. Иран способен обеспечивать Европу газом. Если между США и Ираном установятся более лояльные отношения, то газовые проекты с участием России уйдут на второй план. А если американо-иранское сотрудничество начнет развиваться и Вашингтону удастся заинтересовать Тегеран туркменскими углеводородами и собственно изменить позицию по строительству транскаспийских трубопроводов, то очень многое в регионе начнет фундаментально "переворачиваться". Главный результат – существенное вытеснение России не только из "традиционной" Центральной Азии, но и из "большой Центральной Азии", в которую включают Индию, Пакистан, Афганистан и даже Южный Кавказ. Сами США при этом с Россией как бы не сталкиваются, оставляя ее "разговаривать" с Ираном, который умеет быть очень упорным и последовательным в защите своих национальных интересов.

Другой крупный игрок, влияние которого США хотели бы урезать, - Китай. Любопытно, что ни в одном официальном документе, ни в одной доктрине Вашингтон эту цель не обозначает. Но, по словам Андрея Казанцева, данный смысл присутствует практически повсюду. Позиция США в отношении Китая в целом умеренная, и Вашингтон попытается разыграть сложную комбинацию, которая может свестись к налаживанию взаимодействия между двумя существующими глобальными проектами возрождения "Великого шелкового пути" - китайским и американским. Оба проекта предусматривают инфраструктурную помощь странам региона, и именно это может стать общей базой "переплетения" проектов.

Таким образом, центральноазиатский регион будет выведен из-под "чрезмерного влияния Поднебесной" - оно будет уравновешено американским и российским, которое даже при самом негативном для Москвы развитии сценария имеет в регионе такой запас прочности, что в одночасье от него никак не избавиться.
Таким образом, как сказал Казанцев, государствам Центральной Азии будет предоставлена возможность еще большего выбора внешнеполитического вектора – в дополнение к традиционному пророссийскому и становящемуся привычным прокитайскому добавляется проамериканский. Готовы ли к такому повороту Москва и Пекин, сказать трудно, но то, что он не отвечает их интересам – очевидно.

18770 просмотров