Вестник Кавказа

Ашхабад дрейфует к Сеулу

Виктория Панфилова обозреватель "НГ" для "Вестника Кавказа"

Президенты Туркменистана  подписали в Сеуле совместное заявление, которое предусматривает экономическое сближение двух стран. Особое внимание было уделено строительству новых установок на нефтеперерабатывающем комплексе в городе Туркменбаши, возведению газоперерабатывающих заводов, а также осуществлению проектов в области металлургии, медицинской промышленности и других секторах. Южная Корея, в свою очередь, интересуется созданием единого транспортного коридора через страны Центральной Азии в Европу. Эксперты считают, что с одной стороны, визит туркменского президента имеет чисто экономический характер и его высокий статус обусловлен тем, что подписываются перспективные многомиллиардные контракты. С другой – и геополитический.

Это ответный визит президента Туркменистана в Южную Корею. Летом прошлого года Пак Кын Хе посетила Ашхабад. Это был первый в истории визит южнокорейского лидера в Туркмению, обладающую четвертыми по величине запасами газа в мире. Напомним, что в Ашхабаде "Туркменгаз" и южнокорейские LG и Hyundai подписали соглашение о строительстве в Туркменистане двух газоперерабатывающих предприятий (совокупная стоимость проектов – 4 млрд долларов).

Пакет договоров, подписанный в ходе нынешнего визита, расширяет уже имеющуюся базу сотрудничества. Главы двух государств в ходе итоговой встречи пришли к общему мнению о том, что расширение двустороннего сотрудничества в сфере энергетики, строительство заводов нефтехимии, сталелитейной индустрии "под ключ" будет способствовать диверсификации и модернизации промышленности Туркменистана. Стороны договорились о расширении взаимодействия по продвижению проекта строительства завода по сжижению газа (GTL), газохимического комплекса, проекта второго этапа модернизации Туркменбашинского комплекса нефтеперерабатывающих заводов, строительства сталелитейного и цементного заводов.

"Эти контракты имеют большое значение для Туркменистана, не имеющего собственной металлургической базы, а также обладающего незначительными в сравнении с газом запасами нефти. Поэтому Туркменистан подписывает договоры о собственной металлургии, о синтетическом топливе для получения бензина и дизельного топлива из газа. Металлов страна не имеет, как и в достаточном количестве нефти. Да и то вся нефть находится на Каспийском шельфе, а неопределенный статус крупнейшего водоема не позволяет затевать крупные проекты, да и обстановка вокруг Каспия неспокойная", – сказал "Вестнику Кавказа" ведущий научный сотрудник Института Востоковедения РАН, доктор исторических наук Шохрат Кадыров. По его словам, перед Туркменистаном стоит проблема импортозамещения. В отличие от России она обусловлена не разрывом с высокоразвитыми странами, а сложностями экономического сотрудничества с Россией. Пока Россия вынуждена укреплять отношения с Северной Кореей, Туркменистан подписывает соглашения, с ее оппонентом – Южной Кореей, открывающие ему новые экономические возможности, в условиях сложной мировой обстановки. "Самое интересное, что внешне обстоятельства складываются так, что Туркменистан нельзя упрекнуть в том, что он строит некую антироссийскую конструкцию в своей политике", – считает эксперт.

Помимо экономики, главы двух государств договорились продолжать сотрудничество в рамках международных организаций, включая ООН и другие организации, для поддержания мира и безопасности как в регионе, так и во всем мире. В год 20-летия провозглашения постоянного нейтралитета Туркменистана президент Пак Кын Хе дала высокую оценку внешней политике Туркменистана, основанной на миролюбии и нацеленной на развитие дружественных отношений, сообщают туркменские СМИ.

В свою очередь, Гурбангулы Берыдымухамедов выразил поддержку в отношении усилий правительства Республики Корея для достижения устойчивого мира и безопасности на Корейском полуострове и формирования базы мирного объединения двух корейских государств через процесс восстановления доверия, Дрезденскую инициативу, Инициативу мирного сотрудничества в Северо-Восточной Азии, а также Евразийскую инициативу.

"По сути, Туркменистаном сделан еще один важнейший шаг в сторону сближения с США и НАТО. Не исключено, что Ашхабад рассчитывает получить так называемый статус основного союзника США вне НАТО", – сказал Шохрат Кадыров. Он отметил, что этот статус имеют Япония, Южная Корея и ряд других стран. Предполагается, что этим же статусом в скором времени начнут обладать Украина, Грузия и Молдавия.

"Статус основного союзника вне НАТО определяет приоритетность развития отношений США с этими странами, в том числе, возможность участия в совместных оборонных инициативах, возможность проведения совместных исследований военного характера, участие в ряде ограниченных контртеррористических мероприятий, поставку ограниченных видов вооружения", – полагает Шохрат Кадыров. По его словам, для нейтрального Туркменистана крайне важно, что получение статуса не связано с вхождением стран в те или иные военные блоки. Примечательно также, что этим статусом уже обладают и Пакистан, а при Бараке Обаме и Афганистан, что целиком и полностью вписывается в стратегию США по втягиванию Туркменистана в орбиту Большой Центральной Азии.

23620 просмотров