Вестник Кавказа

Россия сдала финансовый экзамен?

Россия сдала финансовый экзамен?
© Фото: Сайт президента России

Устойчивость финансовой системы России подтвердилась как стресс-тестами Центробанка России, так и реальностью, заявила сегодня первый заместитель председателя ЦБ Ксения Юдаева.

"Стрессовый сценарий делается для того чтобы оценивать устойчивость системы. В целом, я считаю, что с учетом тех событий, которые были, наша финансовая система действительно оказалась достаточно устойчивой. В этом смысле результаты тестов, что система все-таки устойчива - они подтвердились реальностью", - сказала Юдаева, цитирует РИА Новости.

Банк России при оценке устойчивости банковского сектора с использованием методов стресс-тестирования проводил расчеты на базе макроэкономического сценария, предполагающего падение цены на нефть до $40 за баррель и уменьшение ВВП на 7%.

Банк России в июне представит уточненный макропрогноз на ближайшую трехлетку, который может претерпеть изменения по сравнению с предыдущей версией, представленной в марте, заявила первый зампред Центробанка, отметив, что финансовый регулятор не исключает изменения объема регулярных интервенций и в настоящий момент анализирует вопрос достаточности резервов. На платежный баланс России вряд ли окажет заметный эффект в случае его введения и мораторий Украины на погашение долга перед РФ на $3 млрд, - отметила Юдаева.

"Долг Украины в $3 млрд - это вложения из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Понятно, что какой-то эффект от этого может быть, но я не думаю что сколько-нибудь драматический или заметный с точки зрения платежного баланса в целом", - сказала она.

В то же время без проведения серьезных структурных реформ России достичь предсказанного главой Минэкономразвития Алексеем Улюкаевым экономического роста в 4,5% к 2018 году не удастся, - заявила первый зампред Центробанка. "Я думаю, что без структурных реформ, направленных на повышение инвестиционной привлекательности, на увеличение производительности труда, таких темпов роста будет достичь сложно", - сообщила она, добавив, что в феврале и марте этого года инвесторы начали возвращаться в Россию. "Возвращение инвесторов - это, безусловно, приток капитала. Как это скажется на чистом оттоке или притоке - это другой вопрос", - отметила финансист.

Профессор кафедры "Финансы, денежное обращение и кредит" РАНХиГС Юрий Юденков отметил, что у текущей финансовой системы России, несмотря на стабилизацию и укрепление рубля, сохраняются определенные риски. "Первый из них – высокая концентрация капитала, так как пять наших крупнейших банков владеют более чем половиной все банковских активов. Второй риск – низкая ликвидность остальных 500 банков, с трудом выполняющих нормативы достаточности капитала. К тому же, растут невозвраты кредитов из-за понижения финансового состояния населения. То есть да, резкого падения у нас нет, но медленное пока продолжается, в стадию роста мы еще не вышли", - пояснил он.

По его словам, наиболее сильная сторона российской финансовой системы – положительный баланс. "Мы продаем больше, чем покупаем, в первую очередь, нефть, газ, руду, электроэнергию, что позволяет сохранять положительное сальдо платежного баланса. Второй плюс, и об этом постоянно говорит министр финансов, это очень маленький государственный долг, и Россия безусловно в состоянии его обслуживать и выплатить", - сообщил Юденков.

В дальнейшем для укрепления экономики и финансовой системы, по его оценке, необходимо, в частности, организовать длинные и дешевые деньги для промышленников. "Речь о целевых кредитах промышленности, которые будут выделяться из резервного фонда либо напрямую из бюджета - их нужно обеспечить нормальной ставкой и нормальными условиями. Пока мы не устроим жизнь промышленности, в целом реальной экономики в стране, финансовую систему стабилизировать не получится. Дело в том, что сам по себе финансовый рынок состоится из посредников, таких как банки и страховые компании, и их самочувствие зависит от здоровья производства. Решив вопрос с кредитами промышленности и инфраструктурным проектам, мы можем решить и вопрос с финансами", - подчеркнул эксперт.

Главный экономист Института фондового рынка и управления Михаил Беляев согласился с тем, что банковская система не может быть устойчивой отдельно от общего состояния экономики. "Что касается экономики в целом, то здесь есть две точки зрения. Если смотреть на формальные показатели, то они не очень хороши: в апреле спад промышленного производства составил 4,5%, об этом говорил глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. Но если посмотреть поглубже, то мы увидим, под санкциями наша экономика стала больше похожа на настоящую экономику, которая работает по реальным экономическим законам. Есть успехи в аграрном секторе и в военно-промышленном комплексе, то есть по тем направлениям, которые нам крайне важны, и это перекрывает формальные показатели общеэкономического характера", - обратил внимание Беляев, заключив, что можно признать завершение острой фазы кризиса, однако равновесие все еще слишком хрупкое.

По его словам, с конца прошлого года российская финансовая система стала намного более осторожной в плане кредитования потребителей. "Если раньше это была достаточно агрессивная политика, потребительское кредитование рассматривалось как один из выходов для размещения банковских активов и кредиты выдавались на достаточно мягких условиях, то теперь, когда стало понятно, что люди попали в сложную ситуацию, рынок труда стал более жесткий, а инфляция повлияла на их покупательскую способность, банки переключились на более сдержанную политику, сумев себя перестроить", - пояснил эксперт.

12100 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ