Вестник Кавказа

Александр Волков: "Зачем экономить? Не лучше ли зарабатывать?"

Владимир Нестеров

Гость программы «Трибуна» зампредседателя комитета Совета Федерации по образованию, науке и культуре, первый президент этой республики, первый президент Удмуртии Александр Волков.

- Недавно в Совете Федерации прошел День Удмуртии. Какие проекты были презентованы? Чем помимо знаменитой оружейной промышленности живет сегодня Удмуртия?

- [Спикер Совет федерации] Валентина Ивановна Матвиенко ввела хорошую традицию проведения на пленарных заседаниях дней субъекта. Когда Удмуртии выпала такая честь, то и правительство, и Государственный совет Удмуртской республики с активным участием двух представителей республики в Совете Федерации от исполнительной и законодательной власти начали подготовку к этому Дню Удмуртии в Совете Федерации. Цель – максимальное знакомство с республикой, с ее историей, с ее сегодняшним днем и с теми задачами, которые республика хотела бы решить на современном этапе своего развития нашей страны.

Поддержка Советом Федерации наших идей позволит правительству республики, депутатам Госсовета иметь моральное право идти в любое министерство и продолжать работать по тому или иному проекту, чтобы в конечном счете получить необходимую федеральную поддержку.

В 2007 году мы отмечали 200-летие ижевского стрелкового оружия. Автомату Калашникова уже под 70 лет.

Удмуртская область - родина Чайковского. Мы восстановили усадьбу, где жил и работал отец Чайковского, где он родился. Десятки тысяч людей приезжают со всех концов нашей страны для того, чтобы соприкоснуться с этим местом.

Город Воткинск – это не только место, где родился и прожил первые 8 лет великий композитор, там работает завод, директором которого в свое время был отец Петра Ильича Чайковского. Сегодня этот завод обеспечивает тяжелую оборону нашей страны, производя стратегические ракетные комплексы «Тополь» и «Булава», без которых обороноспособность просто немыслима.

Мы выходим с предложениями не только по стрелковому кластеру, но и в целом по развитию промышленности, по поддержке проектов конкретных предприятий, обеспечивающих основу развития республики.

Заслуживают внимания вопросы формирования кадрового потенциала – это подготовка современных кадров для любой отрасли отечественной экономики, без чего сложно выйти на какие-то передовые позиции.

Один из интересных проектов - создание научно-образовательного кампуса на базе Ижевского технического университета, который готовит кадры для военно-технической отрасли. Это актуально в связи с тем, что правительством России принята даже специальная подпрограмма по подготовке кадров для военно-промышленного комплекса.

В сфере животноводства Удмуртия занимает позицию в десятке лучших территорий РФ. Мы не только восстановили объемы советского времени по производству молока, но и уже перешагнули пятитысячный рубеж. Если в советское время Удмуртия производила 650 тысяч тонн молока, то сейчас она уже производит 730 тысяч тонн молока, и глава республики поставил задачу выйти на миллион тонн. Этот вопрос актуален как элемент импортозамещения, продовольственной безопасности. Россия недопроизводит 25% мяса и столько же молока для того, чтобы накормить свой народ. Поэтому мы рассчитываем на поддержку этого проекта. Требуется и увеличение поголовья, и строительство новых животноводческих ферм, предприятий по переработке. Республике нужна небольшая сумма, всего лишь 6 млрд рублей, чтобы выйти на этот результат.

В городе Сарапул работает завод «Элеконт», который при государственной поддержке готов развить электронное и радиоэлектронное направление в создании источников тока, накопителей энергии, развитии ионных аккумуляторов, суперконденсаторов. Раньше их закупали, а сейчас и закупить не могут после введения санкций.

- Но южноазиатские рынки для нас отрыты?

- Так или иначе на предприятиях электронной промышленности после санкций осложнилась ситуация. Это в первую очередь оборонно-промышленный комплекс, это космос. Этим надо заниматься самим. 

Кроме того, речь идет ликвидации последствий уничтожения химического оружия. На нашей территории построено два современных больших промышленных завода. На одном уже уничтожили химическое оружие, на другом в будущем году завершат этот процесс. Теперь мы ставим вопрос использования этих площадей. Там есть современная инженерная инфраструктура. Такие мощности не должны простаивать. Россия вложила в них десятки миллиардов рублей.

Удмуртия в будущем году заканчивает долгожданный мост через реку Кама в районе административной границы с Башкортостаном, с Пермским краем с выходом на Екатеринбург. Инвестиционный проект оценивается в 16 млрд рублей. Надо к нему построить автомобильные дороги - этот вопрос мы тоже ставим.

Также мы ставим вопрос о внесении изменений в Налоговый кодекс, потому что когда-то нам обещали, что налоги будут распределяться примерно 50 на 50, однако Удмуртская Республика отправляет в федеральный бюджет 65% налогов, а в регионе остается лишь 35% дохода.

- Правительство республики утвердило бюджет региона на следующий год, дефицит составил 7,7%. Как вы оцениваете этот показатель, если соотносить его с показателями предыдущих лет, это много или мало – 7,7%?

- Я более 13 лет отработал президентом Удмуртии. Мы всегда принимали бюджет с максимально разрешенным дефицитом. Для бюджета субъекта РФ предельный размер дефицита бюджета составляет 15 % объема доходов бюджета субъекта без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Этот 15-процентный дефицит заставлял всех работать. Что мне не нравится сегодня? Как откроешь прессу или включишь телевизор – всюду одни призывы экономить, затянуть пояса, экономить, экономить, этим урезать, этим не дать. А почему экономить? Не лучше ли зарабатывать? Почему нигде нет тезиса, что надо зарабатывать? Надо зарабатывать в промышленности, в сельском хозяйстве, в малом, среднем бизнесе. Не просто поддержать, а зарабатывать, называя конкретные цифры, конкретные объемы. Надо не тратить меньше, а зарабатывать больше. Ну сократили бюджет на 10% - меньше тратим, меньше строим, школ, детских садов, спортивных объектов. Завтра еще будет меньше.

Словом, это нормальный процент дефицита бюджета, можно было принять и больше.

- В течение 13 лет вы принимали бюджет с дефицитом. А объем у вас рос?

- Конечно, каждый год растут объемы промышленного производства. Мы добываем всего лишь 10 млн т нефти, но это тоже деньги в бюджете. Поэтому каждый год бюджетообразующая база объективно растет. Бюджетный дефицит заставляет напрягаться, чтобы заработать самим, а с другой стороны, приехать в Минфин, в МЭР и доказать, что нам нужна дополнительная финансовая поддержка в межбюджетных отношениях. Как можно не построить вместо аварийной новую школу? Не ждать же указа президента, чтобы детей обеспечить детским садами.

Если губернатор отслеживает демографические показатели, то он видит, что последние 7 лет хорошо растет рождаемость. Значит, надо не ждать указа президента, а бежать строить садики. Словом, ничего хорошего я не вижу в том, что мы сегодня сокращаем бюджет. Это тормоз развитию. Реальные денежные доходы населения снизились на 10%. Значит, человек не пойдет в магазин, не купит лишний килограмм мяса, лишний кусок колбасы, жилья меньше построим. Человек должен иметь покупательную способность, которая заставляет производителей производить товары продовольствия, товары народного потребления, квартиры. Поэтому зарабатывать надо, а не тратить меньше.

- Александр Александрович, мы с вами находимся на "Вестнике Кавказа". Что вас связывает с российским Кавказом?

- Я благодарен судьбе, за то, что в 1993 году, когда были первые выборы в Совет Федерации, заместителем спикера стал Рамазан Абдулатипов. Его всегда отличала мобильность, активность. Мы как-то быстро познакомились, и я стал с тех пор союзником его идей, что окончательно сформировало мое хорошее отношение к Кавказу, к его людям, к его культуре. Я был делегатом и первого и второго съезда горцев, принимал участие в международной ассамблее, которую вел Абдулатипов, бывал в Дагестане, причем трижды высоко в горах, где родился Рамазан Гаджимурадович, а совсем недавно по его приглашению побывал на праздновании 2000-летия Дербента.

Мы прилетели в столицу Дагестана, проехались по улицам Махачкале - они такие просторные, современные. Я очень порадовался за Рамзана Гаджимурадовича, которому за 2,5 года [во главе республики] удалось придать городу столичный лоск. Мы остановились в хорошем отеле, проехались по хорошим дорогам, а дорога до Дербента неблизкая. А в Дербенте провели целый день. Бросилось в глаза, что люди, которые участвовали в празднике, искренне радовались, были счастливы. Они говорили, что уже 30 лет не видели свежего асфальта, а теперь улицы заасфальтированы, тротуары в брусчатке, восстановлена крепость - праздник шикарный получился.

Я последние 20 лет благодаря Рамзану Гаджимурадовичу часто бываю в Дагестане. Там я познакомился с Расулом Гамзатовым, и даже сидел с ним за одним столом. Тосты говорили. А какие тосты они могут говорить!

У меня всегда были хорошие отношения со всеми президентами кавказских республик, с которыми я работал, и они продолжаются.

- А есть ли воспоминания о республиках Южного Кавказа?

- Удмуртия национальная республика, у нас более 30 культурно-национальных объединений. Я рад, что мне удалось построить целый Дом дружбы, где все эти культурно-национальные объединения находятся под одной крышей. У нас есть большая диаспора армян, диаспоры всех кавказских республик. У нас в республике никогда не было никаких национальных конфликтов. Все работают, женятся, замуж выходят, семьи создают, в том числе смешенные - это очень важно.

С Азербайджаном у нас хорошие отношения. Все горизонтальные связи, которые были между предприятиями сохранены. Мне кажется, что мы на правильном пути.  Думаю, что у нас хорошее будущее, в том числе благодаря политике нашего президента.

- В рамках нашей передачи работает рубрика "От Камчатского края до Калининградской области". В ней мы спрашиваем наших гостей про туристическую привлекательность региона, который они представляют. Ради чего российскому туристу стоит приехать в Удмуртию, просто так взять билет и приехать?

- Вы молодцы, что поднимаете эту тему. Мы ведь часто бросаемся туда, куда разрешили. Как только разрешили ездить заграницу, всех понесло в Турцию и дальше. А мы и своего не видели толком. Два года назад я впервые побывал на Байкале. Я в восторге, и сожалею, что раньше не удосужился туда съездить. В каждом регионе России есть своя изюминка. Нет худа без добра - санкции, ограничения, курс валюты они заставят нас больше ездить по своей территории.

В Удмуртии, кроме Музея Чайковского, еще 15 лет назад нам нечего было показать. Приезжали в Удмуртию начальники – и президенты, и премьеры, и вице-премьеры, и министры, - и кроме Воткинска мы никого никуда не возили. А сегодня в Ижевске не хватает дня, чтобы все посмотреть. Это и Дом Дружбы, и музейно-выставочный комплекс имени Михаила Тимофеевича Калашникова, где собрана двухсотлетняя история создания стрелкового оружия, это и набережная, и зоопарк, и цирковой комплекс. Как сказал уважаемый во всем мире директор Московского зоопарка Спицин Владимир Владимирович, который возглавляет Евразийскую ассоциацию зоопарков –в Ижевске лучший в России зоопарк. Он самый новый, современный, просторный. Там уссурийские тигры размножаются, белые медведи размножаются. В зоопарк приходит более 600 тыс. человек, в цирковой комплекс – 120 тыс. человек, через Дом дружбы проходит 120 тыс. человек в год. Представляете, сколько национально-культурные объединения делают мероприятий!

В рамках Дней Удмуртии мы презентовали туристический кластер "Камский берег". Это старинный город Сарапул, который расположен на берегу реки Кама. В Удмуртии турист может провести не меньше недели - съездить в Воткинск, в Сарапул, в Ижевск. 

21710 просмотров