Сегодня президент Грузии Георгий Маргвелашвили выступил с заявлением о необходимости уточнения формата диалога Карасин-Абашидзе и формального вынесения за его рамки обсуждения политических вопросов.
Он сделал это в ответ на прозвучавшее 16 марта высказывание замглавы МИД России Григория Карасина о "росте провокационной антироссийской риторики, которая слышна на международной арене, от общественных лиц". "Самое обидное то, что риторика слышна со стороны официальных лиц Грузии, политиков, министров и даже со стороны президента", - посетовал тогда российский дипломат.
"Григорию Карасину должен дать ответ Зураб Абашидзе - соответствующий ответ… Пражский формат нужно уточнить и нужно уточнить четко, расписав его, чтобы мы знали, что там не ведутся разговоры на политическую тематику, или какой должна быть риторика грузинской стороны. И второе - у заявлений такого типа, если они попадут в пражский формат, должен быть адекватный ответчик в этом же пражском формате", - цитирует его Sputnik Грузия.
После этого сегодня ряд грузинских политиков выступили с заявлениями о полезности формата Карасин-Абашидзе для нормализации отношений между Россией и Грузией.
Одним из первых выступил сам спецпредставитель премьер-министра республики по урегулированию отношений с РФ Зураб Абашидзе.
"Это формат неформального диалога, на котором никто не берет на себя обязательств, там не оформляются документы. Диалог ведется в свободном, неформальном формате. Поэтому когда встает вопрос, о чем мы договорились, то это неправильный вопрос, так как в этом формате мы ни о чем договориться не можем", - сказал он.
"Однако из-за того, что это неформальный диалог, могут быть высказаны личные мнения и комментарии… Это сложный диалог, и часто звучит острая дискуссия, что является принятой практикой для формата неформального диалога", - добавил Абашидзе.
Со схожими заявлениями выступили и ряд министров, в том числе глава Минобороны Тина Хидашели. "Диалог является принципиально важным, категорически обязательным. Это единственная возможность сохранить нашу страну в мире и безопасности", - считает она.
Руководитель Института стратегии управления Петре Мамрадзе в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" объяснил произошедшее "полной неопытностью Маргвелашвили и его неадекватностью как президента". "Он даже заявил, что надо давать Карасину достойный отпор, достойные ответы. И вот такими вот достойными ответами мы дошли до того в отношениях с Россией, до чего дошли. Так что это совершенно антиполитическое заявление", - посетовал он.
"Более того, ведь Карасин выступал перед журналистами, и не во время переговоров с Абашидзе, а заместитель министра МИДа России вполне может делать подобные заявления, это его дело, что он скажет журналистам", - добавил эксперт.
"Так что это заявление президента неадекватно, как неадекватны и многие другие заявления в Грузии. В том числе, к сожалению, от некоторых представителей большинства, то есть правящей коалиции. Зато вполне были правильными заявления премьера и его администрации, самого Абашидзе, которые сказали о том, что необходимо продолжать диалог, что альтернативы для Грузии нет, и что, не дай бог, все это прервется. Все это будет настолько хуже для Грузии, что это почувствует каждый гражданин Грузии", - отметил он.
По мнению Петре Мамрадзе, в формате Карасин-Абашидзе ничего менять не нужно. "Этот диалог очень полезен. Он полностью оправдал себя. Никто даже и не представлял, что в рамках такого формата можно достичь подобных успехов. Это и улучшение отношений в области культуры, и в первую очередь развитие торговых связей, и общение между народами двух стран, потому что к нам стали чаще приезжать туристы из России", - напомнил политолог.
"Более того, в прошлом году после неверного заявления еврокомиссара Федерики Могерини о том, что якобы Грузия присоединилась к санкциям против России, чего на самом деле не было, последовало заявление МИДа России, что если это так, то пускай будет санкции со стороны России в отношении Грузии. Вот тогда формат четко сработал: Абашидзе разъяснил, что ничего подобного нет, и Грузия ни к каким санкциям не присоединялась и не собирается присоединяться, а Карасин среагировал, и мы спаслись от санкций. Рост экспорта в Грузии, который нужен как воздух, идет только за счет того, что больше продукции выходит на рынок России. Больше никуда. И вот в этом плане формат сработал", - добавил он.
"Скажу еще, когда летом прошлого года спикер парламента Давид Усупашвили побывал в штаб-квартире НАТО в Брюсселе, а потом приехал назад и, разводя руками, объяснял всем по телевидению, что на всех уровнях НАТО, где его принимали как председателя парламента Грузии, ему четко говорили: ни в коем случае не прерывайте формат Карасин-Абашидзе. Это очень нужный, полезный для нас с вами формат. Вот такая вот ситуация, когда даже руководители НАТО считают, что это важный и нужный формат для обеспечения стабильности и безопасности. Казалось бы, два человека говорят, не имея на то каких-то особо чрезвычайных полномочий, но в такой ситуации, в которой мы находимся после военно-политической авантюры Саакашвили, это конечно очень нужный формат", - подчеркнул эксперт.
Поэтому менять его не стоит, потому что это чревато далекоидущими негативными последствиями. "Есть такая известная российская пословица: "Назло маме отморожу пальчик". Мы уже отморозили немало пальцев. Еще морозить? Поэтому Абашидзе прямо сказал, что если будем вести себя с умом, то никаких дополнительных проблем нам не угрожает. Но это если с умом. А если без ума...", - заключил Петре Мамрадзе.
В свою очередь член Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям Максим Шевченко связал эту дискуссию с тем, что "в Грузии этой осенью выборы, и Россия являются одним из важных факторов политической борьбы". "Ни одна партия, которая публично заявит о своей симпатии к России, не будет иметь никаких политических перспектив. Россия популярна в Грузии в культурном смысле, но крайне не популярна в политическом. Я думаю, что это такой публичный некий не то чтобы наезд, а антироссийское заявление. Это, конечно, для "мечтателей", как их называют, один из форматов достижения популярности у избирателей", - предположил он.
Эксперт считает, что отношения России с Грузией сейчас "находятся в тяжелейшем и неправильном состоянии". "Колючая проволока, которая разрезает древнюю православную землю, меня оскорбляет как православного человека. Я не хочу, чтобы с Грузией Россия была в таких отношениях. Проблемы есть, безусловно, отношения с Грузией неподобающие, невозможные и недостойные", - отметил политолог.
В этой связи он не сомневается в том, что для решения этой проблемы "полезны любые переговорные форматы". "И Абашидзе, и Карасин давно знают друг друга. Абашидзе был еще советским дипломатом. Поэтому мне кажется, что, конечно, этот формат крайне необходим", - резюмировал Максим Шевченко.