Запад пытался удушить российскую экономику своим санкциями после присоединения Крыма к России. Там Москву считают главной проигравшей стороной из-за ограничений, введенных в секторе торговли и услуг, однако санкции стоили западным фирмам миллиарды долларов в связи с потерей бизнеса. Из-за ухода большой доли российского рынка европейские экспортеры потерпели наибольшие убытки. Санкции ограничили торговлю ЕС с Россией в трех областях. Западным финансовым компаниям было запрещено сотрудничать с российскими государственными предприятиями в энергетической и банковской сферах, а также к оборонной промышленности. Два эмбарго ограничили экспорт товаров военного назначения и оборудования для разведки и добычи нефти.
Россия не стояла на месте, несмотря на препятствия в торговле. После того как отношения с Западом ухудшились, а низкие цены на нефть привели к рецессии, страна повернулась в сторону соседнего Китая, чтобы поддержать свою экономику. Уже ведутся работы по строительству газопровода, согласованы проекты в сфере железных дорог, телекоммуникаций и развития инфраструктуры. Низкие цены на нефть стали причиной снижения объемов двусторонней торговли почти на 30 % в прошлом году, но объем экспорта российской нефти второй по величине экономики мира фактически увеличился, сделав Россию вторым, если не главным экспортером нефти в Китай, отметил в июле сотрудник Московского Центра Карнеги Александр Габуев. Финансовые связи также улучшились. По данным Габуева, в прошлом году Китай предоставил 18 млрд долларов России в виде кредитов. В то время как китайские коммерческие банки опасались кредитовать Россию из-за западных санкций, государственные банки охотно предоставляли свои ресурсы. Ведется работа по созданию параллельной финансовой структуры в обход глобальной финансовой системы, возглавляемой Соединенными Штатами.

Беспокойство для Запада
Почему европейские компании должны беспокоиться? В конце концов, экономика и армия Китая слишком обширны для любых отношений, которые можно было бы рассматривать как сотрудничество равных партнеров. «Китай гораздо больше зависит от Запада в плане рынков сбыта и технологий. Торговый оборот Китая с ЕС и США почти в 10 раз больше, чем с соседней Россией, - говорит Габуев. - То есть, партнерство между Москвой и Пекином слишком мелкое, так что Западу не стоит слишком беспокоиться». Но в недавнем отчете Исследовательского центра Брейгеля описывается, как сближение России и Китая может повлиять на ЕС. Авторы обнаружили, что ЕС остается крупнейшим импортозависимым торговым партнером России, хотя его доля на российском рынке сокращалась в течение многих лет. С 1998-го по 2014 год доля блока сократилась с 70% до 55 , в то время как китайская доля возросла с 3,9% до более чем 21%.
Потеря доли рынка
Европейские товары, которые поставляются в Китай, больше ориентированы на потребителя, чем те, которые продаются российскими фирмами. Угрозу китайских компаний по отношению к европейским фирмам и цену на их акции не стоит преувеличивать. На российские торговые сектора, где идет наиболее острая борьба между ЕС и Китаем - минеральные продукты, кожевенное сырье, шкуры, кожа и меха - приходится менее 2 % российского импорта из Китая или ЕС. Однако китайско-российское соглашение о свободной торговле может ухудшить положение вещей для китайских фирм. По оценкам Института Брейгеля, если Россия и Китая сократят тарифы на импорт до нуля, общий объем экспорта из ЕС в обе страны может сократиться на 1,5%. На фоне того, что европейские акции переживают в 2016 году период падения, которое длиться уже более 30 недель подряд, любые новости об ослаблении торговых связей должны привести к серьезному переосмыслению ситуации.