Вестник Кавказа

Ближневосточное наследие Обамы

Al Jazeera
Ближневосточное наследие Обамы
© Фото: Белый дом

Независимо от того, кто победит на президентских выборах, ясно одно -  Соединенные Штаты будут продолжать вмешиваться в конфликты на Ближнем Востоке, считают аналитики.  Барак Обама, избегавший широкомасштабной военной интервенции, используя более скрытую форму войны, покинет пост президента США, который он занимал 8 лет, оставив противоречивое наследие. Конфликты бушуют в Сирии, Ираке, Йемене и Ливии; крупные теракты были организованы в Тунисе, Турции и Ливане; восстание жителей оккупированного Западного берега реки Иордан все еще не утихает, в то время как палестинцы только начали восстанавливаться после бомбардировок Израиля 2014 года.

"Наследие Обамы ... это почти полный провал", - заявил в интервью Al Jazeera Стивен Уолт, профессор международных отношений в школе Кеннеди при Гарварде. "Компромисса между Израилем и палестинцами достичь сложнее, чем когда-либо. Интервенции в Ливии и Йемене породили несостоятельные государства. Настаивая на том, что Асад должен уйти и поддерживая другие формы вмешательства в конфликты, он сделал сирийскую гражданскую войну только жестче ", - отметил аналитик, добавив, что единственный успех, которого Обама достиг за два президентских срока, это историческая ядерная сделка с Ираном в прошлом году, которая помогла ограничить ядерную программу Тегерана в обмен на отмену санкций. 

"Клинтон будет вести схожую с Обамой политику, хотя она и будет пытаться выглядеть и звучать жестче, - подчеркнул Уолт. - Большее вмешательство в Сирии или других странах несет большие риски. Что касается Трампа, мы не имеем ни малейшего понятия, что он будет делать, впрочем как и он сам" .

Следующий президент получит от Обамы наследие "вечной войны" в регионе, отметил Самер Аббуд, доцент кафедры международных исследований университета Аркадии. Хотя Обама вступил в должность с желанием изменить политику США на Ближнем Востоке после разрушительной эры Буша, его администрация не стала отправлять войска на прямую наземную войну, как это делал его предшественник в Ираке и Афганистане, однако Вашингтон продолжает воздушную интервенцию во всем регионе, в том числе в Ираке и Сирии. 

Война с боевиками по всему региону означает, что Трамп не будет стесняться использовать военные силы США в регионе. "Поскольку этот тип войны не столь заметен и распространен как военные интервенции, мы в значительной степени игнорировали то, что это уже стало нормой и что делается слишком много исключений. США фактически прошли по всему миру, бомбя все по своему желанию, и все это во имя борьбы с терроризмом", - заявил Аббуд.

Провалы американской администрации были также заметны по конфликту между Израилем и Палестиной, отмечают аналитики. За последние восемь лет Израиль начал три войны в осажденном секторе Газа, одновременно ускоряя свою программу заселения оккупированного Западного берега реки Иордан. Попытки госсекретаря США Джона Керри подтолкнуть Израиль и Палестину к мирному процессу закончились провалом. "Обама подписал военный договор на 38 млрд долларов, крупнейший в истории любой страны, тем самым поддержав израильскую оккупацию, колонизацию и апартеид на все следующее десятилетие", -  сказал Али Абунима, один из основателей веб-сайта The Electronic Intifada и политический консультант палестинского Al-Shabaka. И Клинтон, и Трамп намекали, что они будут продолжать американскую традицию непоколебимой поддержки Израиля.

Хотя выборы, скорее всего, приведут к рекалибровке политики США на Ближнем Востоке в нескольких регионах, размеры и масштабы этой трансформации трудно предсказать. Когда дело касается Сирии, оба кандидата придерживаются абсолютно противоположных точек зрения. В ходе дебатов Трамп заявлял, что он примет сторону сирийского режима и его российских союзников для борьбы с ДАИШ: "Он [президент Сирии Башар Асад] мне совершенно не нравится, но Асад убивает ДАИШ. Россия убивает ДАИШ и Иран убивает ДАИШ".

Тем временем Клинтон призывает к установлению бесполетной зоны над Сирией для получения "рычага давления" на русских. "Хиллари Клинтон четко дала понять, что она намерена вмешиваться во множество различных конфликтов, одним из которых является конфликт в Сирии. С другой стороны, мы слышали риторику от Трампа по поводу бесконечной войны против радикального исламского терроризма", - сказал Абдулла аль-Ариан, доцент кафедры истории в школе дипломатической службы в Катаре при Джорджтаунском университете. 

Политика по поддержке своих региональных интересов за счет населения на всем Ближнем Востоке, несомненно, будет продолжаться независимо от того, кто победит на ввыборах.

Кеннет Поллак, старший научный сотрудник Центра ближневосточной политики Брукингского института, подчеркнул, что Клинтон, скорее всего, будет стремиться искать "золотую середину" между непрямым вмешательством Обамы и военной интервенцией Буша - и это обреченная стратегия. "Проблемы Ближнего Востока достигли такого уровня, что промежуточные или ограниченные варианты просто не будут работать. Они только сделают ситуацию хуже", - полагает эксперт.

"Очень трудно сказать, что можно ожидать [в случае победы Трампа], - сказал Аббуд. - Он говорил обо всем - от военных преступлений до полного ухода из региона. Сомневаюсь, что администрация Трампа найдет усиление военного вмешательства в регионе политически или стратегически целесообразным".

Несмотря на растущую усталость американской общественности от вмешательства в дела на Ближнем Востоке, этот регион остается стратегически важным и, вероятно, останется важной темой внешнеполитической повестки США в ближайшие годы, заявил профессор Стивен Хейдеман, специалист по Ближнему Востоку из Smith College. "Обама пытался преуменьшить интересы США на Ближнем Востоке. Он рассматривал регион как помеху, которая мешала Америке сфокусироваться на тех участках мира, в которых у нее было гораздо больше интересов, в частности на Азии. Следующий президент будет смотреть на Ближний Восток иначе", - заметил эксперт.

16715 просмотров