Вестник Кавказа

ОПЕК+ спасла нефть еще на год

Продление сделки с ОПЕК о сокращении нефтедобычи до конца 2018 года позитивно подействовало на нефтяные рынки уже сегодня: февральские фьючерсы на марку Brent сейчас торгуются на уровне в $63,13, а январские фьючерсы на марку WTI – на уровне в $57,69.

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" старший аналитик "УралСиб" Алексей Кокин, кроме однократного позитивного всплеска цен сразу после объявления о продлении сделки, это событие не окажет заметного влияния на нефтяные рынки – оно лишь сохранит текущие уровни цен. "Дело в том, что оценка рынком вероятности этого события была высокой. Никто из игроков не ожидал ничего другого от этой встречи, то есть в текущих ценах нефти уже было заложено ожидание продления сделки до конца 2018 года. Теперь стоит наблюдать за другими факторами, в частности, за тем, как те или иные страны намерены выходить из сделки с ОПЕК, какова будет траектория роста добычи после ее окончания. Кроме того, в июне участники соглашения намерены новым взглядом посмотреть на итоги сделки – видимо, будет обсуждаться как раз механизм выхода из нее", - прогнозирует он.

Аналитик обратил внимание, что продление сделки с ОПЕК не обязательно сможет нейтрализовать негативные тенденции на нефтяном рынке. "Оценки баланса рынка нефти довольно существенно расходятся между различными агентствами, и ни у кого нет уверенности в том, что сделка будет действовать так, как она должна действовать, то есть в том, что она создаст дефицит нефти в 2018 году. ОПЕК полагается на то, что во второй половине 2018 года дефицит на рынке будет весьма значительным – более 1,5 млн баррелей в день, но с этим не все согласны. Сделка может просто не сработать так сильно, как хотелось бы. Если же баланса не будет, цены на нефть постепенно ослабнут, и мы можем вполне вернуться и к $50 за баррель, и даже ниже. Это уже вопрос роста мировой экономики, что находится вне досягаемости ОПЕК", - пояснил Алексей Кокин.

Говоря об итогах первого года сделки с ОПЕК, эксперт признал, что участникам удалось добиться позитивного влияния на цены. "Однако, если говорить о снижении избыточных запасов нефти и нефтепродуктов, приходится отметить, что пройдена лишь половина пути – то есть запасы нужно снизить на столько же, на сколько они снизились за год. Для этого необходимо создать дефицит нефти, который истощал бы существующие запасы. Дефицит нефти на самом деле существовал только в третьем квартале этого года, и он, скорее всего, временно сменится избытком в первом квартале нового года, в связи с чем снижение запасов сменится их ростом. По этой причине общая траектория снижения запасов не выглядит особенно простой и понятной, и если говорить о цели сделки с ОПЕК как о снижении запасов в будущем, то нужно сказать, что она не достигнута. По ценам цель достигнута, вопрос лишь в том, насколько они устойчивы", - заключил старший аналитик "УралСиб".

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков отметил, что участники сделки рассчитывают, прежде всего, на сохранение текущего положения дел на нефтяном рынке, продлевая ее действие до конца 2018 года. "Мы видим, что с момента подписания соглашения цена постепенно росла, колеблясь сначала в коридоре плюс-минус $5 за баррель, а затем с увеличением этого коридора. Напомню, изначально она выросла с $45 за баррель до $50 за баррель, затем до $55 за баррель, до $60 за баррель, и вот теперь колеблется в коридоре $60-$65 за баррель. Если бы сделку не продлили и решили, что теперь никаких ограничений по объемам добычи нет, трейдеры немедленно стали бы продавать фьючерсы. Они восприняли бы отказ от продления сделки как переход к ситуации, когда все добывают по максимуму, что возвратит переизбыток нефти на мировом рынке с падением цен", - обратил внимание он.

"Продление сделки до конца 2018 года не вызовет резкий рост цен, как год назад, но позволит ценам постепенно продолжать расти с перспективой добраться до порога в $70 за баррель. Как минимум, цены не упадут и мир не погрузится в ценовую войну всех против всех. Напомню, что Саудовская Аравия в свое время заявила, что будет добывать нефть по максимуму при любых ценах, даже $20 за баррель, что всех пугало. Благодаря сделке от этого удалось уйти, поскольку максимальная добыча при любых ценах никому пользы не приносит, так как все теряют на этом деньги: лучше продать 1 баррель за $70, чем 2 барреля. Единственный негатив для участников сделки с ОПЕК в том, что выгоду от соглашения получают страны, не участвующие в нем, в частности, США, которые и получают выгоду от роста цен, и наращивают свою добычу", - подчеркнул Игорь Юшков.

Первый год сделки позволил ее участникам добиться желаемого. "Сделка была направлена прежде всего на восстановление баланса спроса и предложения. Действительно, спрос сейчас растет быстрее, чем предложение, а значит, происходит желаемая ребалансировка на рынке. Также участники сделки смогли выполнить все свои обязательства, даже перевыполнить: в ОПЕК+ добыча была сокращена больше, чем предполагали. Однако сделано это было, в основном, за счет стран, которые, помимо того, что сами пытались регулировать рынок, еще и по естественным причинам упали. Падение было и в Ливии, и в Венесуэле из-за социально-политических процессов и экономического кризиса. В итоге вышло, что сделка была выполнена на 110%", - резюмировал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.

11565 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ