Вестник Кавказа

Natural Gas Europe: эффективная нефтяная стратегия Азербайджана

Natural Gas Europe

Когда в начале 1990-х распался СССР, Азербайджан, как и другие постсоветские страны, столкнулся с экономическим кризисом. Из-за изоляционистской экономической политики Советского Союза экономические отношения Азербайджана с другими странами за пределами союза были слабо развиты.

Как отмечает Natural Gas Europe в материале FROM CHAOS TO PROSPERITY: EFFICIENT OIL STRATEGY OF AZERBAIJAN, высокая взаимосвязь экономик постсоветских стран привела к распространению побочных эффектов кризиса, ослабляющего производство, и Азербайджан оказался в экономической блокаде, поскольку не мог экспортировать свою основную продукцию и импортировать необходимую потребительскую продукцию.

Другим фактором, ухудшившим экономическую и политическую ситуацию в первые годы независимости, стал нагорно-карабахский конфликт, вспыхнувший в результате незаконных территориальных претензий Армении, оккупировавшей 20% суверенных территорий Азербайджана. В период экономического спада было трудно обеспечить беженцев не только работой, но и продуктами, что привело к серьезным социальным проблемам.

Экономические проблемы, с которыми столкнулся Азербайджан, характерны для стран, находящихся в процессе перехода от командной к рыночной экономике. Однако разрушительные результаты войны оказали большее давление на экономику Азербайджана, что значительно усугубило временный экономический спад по сравнению с другими постсоветскими странами.

В течение 1989-1994 годов ВВП Азербайджана снизился примерно на 63% во многом за счет того, что производство сельхозпродукции сократилось приблизительно на 43%, а объем промышленного производства - на 60%. Экономическая нестабильность привела к высокому уровню колебаний цен, увеличив уровень инфляции до 1800% в 1994 году. В то время, когда финансовые ресурсы были крайне необходимы для восстановления экономики, Азербайджан потерял привлекательность для инвесторов, поскольку непроизводительная экономика и проблемы безопасности, связанные с карабахской войной, создали неэффективный климат. 

Тем не менее уже в первые годы независимости Азербайджан смог восстановить экономику и встать на путь развития. После того, как Гейдар Алиев стал президентом Азербайджана в 1993 году, ему удалось вывести Азербайджан из экономических и политических потрясений, а также приостановить войну с Арменией. Стабилизированная политическая ситуация впоследствии проложила путь к экономическому развитию после устранения проблем безопасности. Гейдар Алиев внес большой вклад в экспорт азербайджанской нефти на международные рынки, что дало огромные нефтяные доходы, которые помогли Азербайджану выйти из экономического кризиса. Наряду с экономическими преимуществами нефтяные доходы помогли обрести политическую независимость и высокий уровень социального благосостояния. Несмотря на то, что Азербайджан является одним из первых государств, где была добыта нефть (XIX век), до обретения независимости он не имел прямого контроля над своей нефтяной промышленностью. Поэтому развитие нефтяной промышленности требовало создания устойчивой нефтяной стратегии.

Были предприняты важные шаги, которые позволили привлечь иностранных инвесторов к развитию нефтяного сектора Азербайджана. После длительных переговоров, несмотря на множество трудностей ”Контракт века” с западным нефтяным консорциумом, включая British Petroleum, Amoco, Lukoil, Unocal, Statoil, был подписан 20 сентября 1994 года. Этот контракт способствовал развитию морских нефтяных месторождений Азери, Чираг и Гюнешли на шельфе и открыл новую страницу в истории страны, благодаря инвестициям в нефтегазовую отрасль Азербайджана на сумму $60 млрд. Объем добычи углеводородов на этих месторождениях оценивался в 670 миллионов тонн нефти и около 130 миллиардов кубометров газа.

В соответствии с этим контрактом правительство Азербайджана, понимающее важность транспортной инфраструктуры для безопасного и эффективного экспорта нефти на мировой рынок, разработало несколько энергетических и транспортных проектов. Перв их них стал представленный в 1996 году нефтепровод Баку-Новороссийск (1 347 км) на поставку 6 млн тонн азербайджанской нефти в год через Россию в Черное море и далее в порты Средиземного моря. Второй проект для транспортировки нефти - нефтепровод Баку-Супса (917 км, действующий с 1999 года), который транспортирует азербайджанскую нефть в экспортный грузинский терминал Супса на побережье Черного моря, а затем в страны Средиземноморье. 

Важным проектом по транспортировке нефти стал трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД, 1768 км), который был введен в эксплуатацию в 2006 году для транспортировки нефти с нефтяного месторождения Азери-Чираг-Гюнешли (АЧГ) в Каспийском море до Средиземного моря в турецкий порт Джейхан. БТД открыл азербайджанский нефтяной сектор для более широкого международного экономического сотрудничества.

В дальнейшем президент Ильхам Алиев приложил большие усилия для строительства альтернативных маршрутов экспорта нефти, поскольку периодически происходили перебои в транспортировке нефти по трубопроводам Баку-Супса и Баку-Новороссийск по политическим и техническим вопросам. Сейчас БТД остается самым надежным и безопасным проектом для Азербайджана. На него приходится наибольшая доля азербайджанского нефтяного экспорта. Основываясь на финансовых отчетах Государственного нефтяного фонда Азербайджана (2006-2016 гг.), страна заработала более $120 млрд от экспорта нефти через БТД.

Наряду с нефтяными проектами правительство Азербайджана также поддерживает проекты транспортировки природного газа, как например, Южный газовый коридор от Каспийского моря до Европы. Еще одни проект Южнокавказский газопровод 2007 года (или Баку-Тбилиси-Эрзурум) транспортирует азербайджанский газ с месторождения Шахдениз на рынки Грузии и Турции. До 2016 года Баку-Тбилиси-Эрзурум принес Азербайджану $2,25 млрд. В настоящее время реализуются и другие проекты, которые являются продолжением Южноказвкаского газопровода  - Трансанатолийский и Трансадриатический газопроводы, предусматривающие до 2020 года экспорт 16 миллиардов кубометров азербайджанского газа в Европу.

Успешная нефтяная стратегия по-прежнему продолжается под руководством президента Ильхама Алиева. Правительство Азербайджана совместно с BP, Chevron, INPEX, Statoil, ExxonMobil, TP, ITOCHU и ONGC Videsh 14 сентября 2017 года продлило соглашение о совместной разработке и разделе продукции месторождений АЧГ до 2050 года. В рамках нового контракта, международные совместные предприятия будут платить бонус в размере $3,6 млрд Государственному нефтяному фонду Азербайджана, а SOCAR увеличит свою долю до 25% с 11,65%. В течение следующих 32 лет существует потенциал для инвестирования более $40 млрд в нефтяное месторождение АЧГ.

Подписание и реализация ”Контракта века” стали демонстрацией эффективной нефтяной стратегии, которая сформировала успешную концепцию развития Азербайджана, создающую устойчивую финансовую базу для экономического развития. В результате такой политики экономика Азербайджана стала самой быстроразвивающийся в 2006 году, когда ее рост составил 34,6%. Эффективная трансформация нефтяных доходов в экономическое развитие привела к тому, что средний темп роста в Азербайджане составлял 5% в течение 1991-2015 годов и 11% в 2000-2005 годах. Создание эффективной нефтяной стратегии Гейдаром Алиевым и ее эффективное продолжение Ильхамом Алиевым превратили Азербайджан в один из глобальных нефтяных центров и посредника в расширении политических и торговых отношений между Европой и Азией.

14725 просмотров