Вестник Кавказа

Трамп пригрозил Эрдогану

Михаил Симонов
Трамп пригрозил Эрдогану

Президент США Дональд Трамп предупредил Анкару о том, что, если Турция решит применить силу против сирийских курдов, то Вашингтон предпримет против нее жесткие экономические меры. Американские войска еще не выведены из Сирии, а президент сыграл на опережение, объявив о возможных действиях против своего же союзника по НАТО.

"Начинаем давно назревший вывод войск из Сирии, в то же время наносим сильные удары по немногочисленному оставшемуся халифату ИГИЛ (запрещен в России) с разных направлений. Атакуем снова с существующей соседней базы, если оно преобразуется. Опустошим Турцию экономически, если они ударят по курдам", – написал Трамп в своем Twitter. Американский лидер отметил при этом, что не желает и того, чтобы сирийские курды провоцировали Турцию на военные действия. "Россия, Иран и Сирия – крупнейшие бенефициары долгосрочной политики США по уничтожению ИГИЛ в Сирии – настоящих врагов. Мы также получили выгоду, но настало время вернуть наши войска домой. Остановим бесконечные войны", – так несколько напыщенно президент США завершил свою запись в Twitter.

Анкара не могла не заметить записей Трампа и тут же отреагировала ответной "запиской". Ее автором стал Ибрагим Калын – пресс-секретарь президента Реджепа Тайипа Эрдогана. Он подчеркнул, что Турция ведет борьбу не абы с кем, а с конкретными террористами. Очевидно, этого Ибрагиму Калыну показалось мало, и он уточнил, что "турецкие войска ведут бескомпромиссную борьбу с террористами, а не с курдами". Пресс-секретарь президента подчеркнул, что приравнивание сирийских курдов к Рабочей партии Курдистана (РПК) является "фатальной ошибкой", а Турция намерена и готова защищать курдов, как и сирийцев от террористических угроз. "Террористы не могут быть вашими партнерами или союзниками", – пишет Ибрагим Калын, подразумевая в качестве адресата Дональда Трампа, и еще раз указывая ему на то, что "между ИГИЛ И РПК нет никакой разницы".

Предыдущий экономический конфликт между США и Турцией, напомним, тоже начался с обмена выпадами в Twitter. После чего Дональд Трамп объявил о санкциях, введенных против ряда турецких чиновников, а чуть позже и об удвоении импортных тарифов на турецкую сталь и алюминий. Решения Вашингтона обострили отношения с Анкарой до предела, а последующие заявления Трампа с явным злорадством улучшению никак не способствовали.

Анонсируя новые 20-процентные тарифы на алюминий и 50-процентные на сталь, президент США заявил: "Турецкая лира быстро скользит вниз против нашего очень сильного доллара!" И все это на следующий день после визита делегации Турции, прибывшей в Штаты договариваться, чтобы минимизировать убытки и снизить напряженность. В результате действий Вашингтона в Турции разразился жестокий финансовый кризис, национальная валюта – лира, обесценилась в отношении к доллару почти на 40 процентов, растущую турецкую экономику сильно тряхнуло, но что еще хуже – она лишилась стабильности. Все это ударило и по странам – основным экономическим партнерам Турции. В частности, Грузия оказалась настолько сильно привязанной к турецкой экономике, что заштормило и ее национальную валюту.

Ситуация складывалась тяжелая, и JP Morgan Asset Management выразил обеспокоенность способностью Анкары погашать долларовые долги: Турция находится в центре идеального шторма – ухудшение финансовых условий, снижение настроений инвесторов, экономическая бесхозяйственность и внешние угрозы, исходящие в первую очередь от США в виде тарифов. К этому добавился неожиданный рост цен на нефть, и положение Турции, являющейся импортером углеводородов, стало воистину угрожающим.

В те кризисные дни президент Эрдоган призвал турецкий народ и соседние страны ответить на экономическую войну, объявленную Америкой. Он заявил, что "Турция не боится ничьих угроз… у нее много альтернативных вариантов экономического сотрудничества от Ирана до России, Китая и некоторых европейских стран".

Но дальше слов дело пошло не очень здорово. Пришлось проводить оперативные и крайне болезненные реформенные действия. Но только, когда США немного ослабили хватку удава, дела в Турции стали идти на поправку. Сегодня Реджеп Тайип Эрдоган сам на дерзкие и неприятные угрозы Трампа пока не реагирует. Надо полагать, что турецкому лидеру такого рода молчание дается с немалым трудом. И причины сдержанности Эрдогана, за словом в карман обычно не лезущего, понятны.

Руководитель Клуба политологов "Южный Кавказ" Ильгар Велизаде комментируя возможное обострение отношений Вашингтона и Анкары, сказал "Вестнику Кавказа", что инфляция в Турции в июле-сентябре 2018 года показала, что турецкая экономика чрезвычайно зависит от курса доллара и все неблагоприятные события, которые могли отразиться на инвестиционной привлекательности Турции, "состоялись".

"Инвестиции резко сократились – политическая конъюнктура тут же отражается на экономике. Дональд Трамп, используя прошлогодний опыт, решился на такое послание турецкой стороне. Его угрозы не простые слова, они не безосновательны, поскольку, если ситуация повторится, то турецкая экономика не досчитается многих миллиардов долларов. В октябре прошлого года Анкере как-то удалось стабилизировать ситуацию, в экономике были предприняты радикальные реформаторские ходы чрезвычайного характера", – сказал "Вестнику Кавказа" Велизаде. По его словам, если подобное американское давление повторится, то для Турции опять сложится неблагоприятная конъюнктура, ухудшатся инфляционные ожидания и все это пагубно повлияет на рост экономики. Словом, Трампу есть куда и на что давить, и Анкаре придется вести очень тонкую игру, чтобы не спровоцировать Вашингтон на задействование новых антитурецких экономических рычагов.

12205 просмотров