Вестник Кавказа

Россия и Турция продолжат искать компромисс по газу

Россия и Турция продолжат искать компромисс по газу

России и Турции не удалось договориться о ценах на российский газ: по итогам переговоров с турецким президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом президент России Владимир Путин признал, что между странами остаются разногласия по цене на газ. Анкара хочет, чтобы цена была фиксированной и рассчитанной по определенной формуле, Москва же настаивает на рыночном ценообразовании, и компромисс пока не найден.

По оценке российского президента, переговоры были не "такими благостными, что мы друг друга только нахваливали и говорили о достижениях - это не так. Это была деловая встреча", - подчеркнул Владимир Путин, пояснив, что стороны будут продолжать поиск компромиссов по спорным вопросам, - пишет news.mail.ru,

Одним из таких оказались цены на газ, по которым "Газпром" и турецкие власти не могут найти компромиссное решение.

"Что касается энергоносителей - они формируются рыночным способом. Таковы цены на рынке, они не назначаются "Газпромом" в директивном порядке. И здесь есть вопросы, есть проблемы. Наши турецкие друзья настаивают на одних формулах, по коммерческим соображениям, "Газпром" предлагает другие решения", - сказал Путин, уточнив, что Москва будет искать решение этой проблемы, так как дорожит турецким рынком и отношениями с турецкими партнерами.

Как отметил на встрече Реджеп Тайип Эрдоган, строительство сухопутной части газопровода "Турецкий поток" идет по плану, и теперь предстоит задача "вовремя, своевременно завершить строительство и этой части", - сказал Эрдоган. Открытым остается только вопрос, сколько будет стоить для Турции газ, который придет в страну по этому газопроводу.

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев, стороны по-прежнему не раскрывают детали переговоров по газу (не были они раскрыты и на пресс-конференции президентов накануне), в связи с чем их позиции до конца не ясны. "Если исходить из предыстории отношений, BOTAS и "Газпрома", то логика BOTAS всегда исходила из наличия некой фиксированной цены, которая предполагает скидки со стороны "Газпрома", в то время как "Газпром" в своих контрактных обязательствах ориентируется на два компонента – стоимость корзины нефтепродуктов в Европе и индексы европейских, в основном, германских газовых хабов. Процентное соотношение между этими привязками в каждом контракте своя, каково оно в контрактах BOTAS, неизвестно, но понятно, чем недовольна турецкая сторона – оба компонента весьма волатильны", - сообщил он.

"То есть Турцию беспокоит именно переменчивость цен – она хочет устойчивых цен на газ. При этом формула "Газпрома" в настоящее время дает значительную выгоду, так как идет сезонное понижение и цены на европейских хабах достигли многомесячного минимума. В этом смысле, позиция "Газпрома" выглядит достаточно сильной, с точки зрения обычной экономической логики. Без дополнительных деталей не удается установить, чего именно добивается турецкая сторона, если цены по контрактам "Газпрома" сейчас и так очень низкие, но в целом спор по ценам с турецким правительством является постоянным фоном наших газовых отношений. За последние годы "Газпром" радикально пересмотрел ценовую политику в Европе и в Турции, ему уже практически не высказывают претензии восточноевропейские потребители, пытавшиеся судиться по вопросу ценообразования, но BOTAS продолжает находить основания для продолжение переговоров по газу", - обратил внимание Алексей Белогорьев.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков указал на политическую составляющую требований BOTAS. "Логика у турецкой стороны простая: "Если мы становимся транзитером вашего газа, мы должны иметь особые отношения, в том числе дополнительную скидку". Я думаю, что формула цены в целом Турцию устраивает и она не хочет какого-либо принципиально нового контракта (к примеру, как у Белоруссии, для которой цены привязаны к тарифам на газ в ЯНАО), а хочет сохранения старой привязки к цене на нефть, но с дополнительным коэффициентом, который позволит им получать наш газ дешевле из-за статуса страны-транзитера с 1 января 2020 года", - пояснил он.

"Разговор о транзитерских скидках начался тогда, когда было объявлено о закрытии "Южного потока" и старте "Турецкого потока". Но в то время цена газа была под $400 за 1 тыс кубов из-за дорогой нефти – а теперь цены на газ довольно низкие, средняя цена российского газа для Европы в прошлом году – $248 за 1 тыс кубов. Когда цена газа и так невысокая, нам невыгодно давать еще большую скидку – это "Газпром" и пытается донести до турецкой стороны. Поэтому пока что процесс торга продолжается. Турция, например, сокращает закупки российского газа и все больше закупает СПГ у мировых поставщиков, в большей степени обезличенные, и этим давят на "Газпром"", - поведал Игорь Юшков.

"В итоге Турция говорит: "Мы все меньше и меньше закупаем российского газа, поэтому, чтобы вернуться к прежним объемам, дайте нам скидку" – а "Газпром" со своей стороны обращает внимание, что российский газ все равно самый выгодный для турецких потребителей, и отвечает: "Вы так долго не продержитесь, покупая себе в убыток по более высоким ценам". Вполне возможно, что в итоге "Газпром" пойдет на уступки и будет достигнут компромисс, особенно если Россия и Турция будут активно взаимодействовать в сирийской кампании. Тогда может быть принято политическое решение дать определенную скидку Турции", - заключил эксперт.

13365 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ