Вестник Кавказа

На каких условиях Иран пойдет на новое ядерное соглашение

На каких условиях Иран пойдет на новое ядерное соглашение

Если обратить внимание на то, в отношении кого Соединенные Штаты когда-либо вводили санкции, можно отметить, что большинство из этих стран являются крупными экспортерами энергоносителей – за последние десятилетия санкционное давление превратились в мощное оружие финансовой войны американской дипломатии. Несмотря на то, что зачастую введение ограничений аргументируется стремлением достигнуть определенные общественно-политические цели, в первую очередь, они оказывают подрывное влияние на экономику атакованных стран.  При этом США почти никогда не добиваются официальной задачи, ведь правительства попавших под санкции государств пользуются отрицательными результатами санкционной политики для идеологической и общественно-политической консолидации общества.

Любые экономические санкции даже после их отмены имеют затяжные негативные последствия. К примеру, только с 2012 по 2013 год, в период пересмотра санкционной политики в отношении Ирана, темпы роста иранской экономики снизились до 0,4%. По данным Международного валютного фонда, стоимость риала тогда упала на 40%, а годовой индекс роста потребительских цен достиг 32%. По итогам того же периода Торгово-промышленная палата ИРИ отчиталась о сокращении более 6 тыс. предприятий (примерно 67% от их общей численности). За четыре года до того, как Дональд Трамп изложил в октябре 2017 новую, более жесткую стратегию Вашингтона по отношению к Тегерану, уровень безработицы в стране составлял более 12%. Очевидно, окончательно восстановиться с момента заключения СВПД летом 2015 года и до очередного санкционного витка иранская экономика никак не могла.

Нынешняя глобальная информационно-пропагандистская политика Вашингтона создает значительные препятствия для преодоления кризиса. Цензура в американских СМИ при Трампе выросла, так что, освещая вопрос одностороннего выхода США из СВПД, большинство из них ограничилось минимумом мнений и точек зрения, критикуя руководство Исламской Республики. Почти на всех популярных американских телеканалах политика Иран представляется неконструктивной, а его ядерная программа – как региональная угроза. Спецпредставитель США по Ирану Брайан Хук этим летом и вовсе позволил себе сравнить власти в Тегеране с "религиозной коррумпированной мафией". Осмысление каких-либо альтернативных точек зрения или иной способ подачи информации настолько минимизирован, что у независимых экспертов практически нет никаких шансов быть услышанными на фоне устоявшейся пропагандисткой линии Белого дома.

Вопрос еще и в том, каким образом граждане Ирана могут доверять Вашингтону, предлагающему Тегерану новую сделку? На него необходимо ответить, в том числе, руководству ИРИ, так как вечно пребывать под санкционным давлением республика не может. В 2013 году приход на пост президента либерального политика Хасана Рухани привел к заключению компромиссной ядерной сделки с группой "5+1" (постоянные члены Совбеза ООН и Германия), что стало началом снятия санкций. На сегодняшний момент Тегеран вновь может пойти на ряд уступок, однако в этом случае его политика в первую очередь будет сводиться к тому, чтобы принудить США к устранению негативные последствий санкций. Во многом это касается предоставления финансовых ресурсов, необходимых для восстановления экономики страны, а для этого, как минимум, необходимо предоставить упрощенные механизмы торговли и инвестиций.

Существенным шагом в преодолении кризиса между Тегераном и Вашингтоном может стать содействие Белого дома в реинтеграции Ирана в международные торгово-инвестиционные организации, в том числе, в ВТО. Фактически, США должны дать "зеленый свет" собственным трейдерам для торговли с Ираном, тем самым будут привлечены международные инвесторы, для которых торговые отношения между США и ИРИ послужат индикатором действительной отмены санкционной политики. Необходимо предоставить материальную помощь тем слоям населения, которые более всех пострадали от санкций. В 2013 году, после подписания ядерного соглашения, ЕС уже выделял Ирану 50 млн евро. Что касается нынешнего ущерба иранской экономики, то он, по разным оценкам, находится в пределах $50 млрд. Наконец, Вашингтону стоит прекратить бесконечно "демонизировать" Тегеран, представляя его в качестве основного спонсора ближневосточного терроризма.

10990 просмотров