Вестник Кавказа

Китай заинтересовался молодыми узбекскими талантами

The Diplomat
Китай заинтересовался молодыми узбекскими талантами

Для Узбекистана август оказался непростым периодом, наполненным тревогами, напряженностью, радостями и разочарованиями. В начале этого месяца молодежь страны сдала вступительные экзамены в университеты, результаты которых будут известны в конце августа, пишет The Diplomat в материале China Opens Education Opportunities for Uzbekistan’s Youth.

В этом году призывы к поступлению в университеты Китая для получения степени бакалавра и магистра с полной и частичной стипендией были более активными. В Узбекистане планируется открытие филиалов нескольких китайских вузов, различные программы сотрудничества уже реализуются. Но получить возможность на обучение в Китае - самый желательный и престижный вариант.

Обучение за рубежом, в том числе в Китае, представляет собой привлекательную возможность для жителей Узбекистана, где только один из десяти абитуриентов становится студентом. Серьезная конкуренция связана с тем, что в 1991 году правительство Узбекистана установило потолок для зачисления в 60 000 человек. Цифра не меняется, несмотря на рост населения. Например, в 2010 году на 60 тыс. мест в университетах Узбекистана было подано более 400 тыс. заявок.

На фоне расширения сотрудничества Китай заинтересовался молодыми узбекскими талантами. Наиболее известной организацией в этой области является China Campus Network Uzbekistan (CCN), консорциум из 28 китайских университетов, который 23 августа объявил о дополнительных местах в рамках своей программы. У CCN есть представительства в африканских и азиатских странах, и, как когда-то существовавшая в США ныне несуществующая Программа стипендий Эдмунда Маски (на данный момент обучение ведется по другой программе), организация открывает возможности и предоставляет стипендии для обучения. В отличие от американской программы, CCN гарантирует изучение китайского языка до начала программы и помогает в трудоустройстве после выпуска в таких ведущих китайских компаниях, как Huawei и Alibaba.

Хотя CCN является самой крупной программой подобного рода и единственной, подписавшей меморандум о взаимопонимании с Министерством образования Узбекистана, существует несколько небольших организаций, которые также предоставляют рекомендации и помощь при поступлении в китайские университеты. Они также обещают полную или частичную стипендию в лучших университетах Китая и трудоустройство после программы.

Появление программ, способствующих поступлению в университеты Китая, и их популярность связаны с историями молодых узбеков, недавно окончивших китайские университеты. Их отзывы в большинстве случаев положительные, например, Китай оказался гораздо более развитым, чем они ожидали, а академические программы в стране весьма серьезные. 

Интерес Китая к системе образования Узбекистана, по сравнению с интересом к его экономической деятельности, запоздал, но коррелируют с недавними успехами Пекина по усилению влияния на глобальной арене. В течение многих лет Китай уделял мало внимания продвижению мягкой силы в Центральной Азии. Пока восприятие китайского языка в Центральной Азии варьируется от безразличия до негативного, в основном из-за экономических проблем и неудачного опыта. Индивидуальные истории успеха, обещание стипендий и возможности трудоустройства имеют большое значение для молодежи в Узбекистане. Эти рассказы, несомненно, начали разрушать негативное восприятие Китая и приравняли обучение в стране к получению образования в западных университетах.

Китай готов вкладывать средства в образование как важный инструмент мягкой силы, который может склонить регион к позитивному восприятию Китая. Это очень важная инициатива, учитывая лингвистические и культурные связи между уйгурами и другими среднеазиатскими группами населения. Ничто не может быть более эффективным и мощным, чем предоставление бесплатного образования для идеологического расположения молодого поколения в чужой стране.

11620 просмотров