Вестник Кавказа

Почему Балтийское море не стало морем бизнеса

Почему Балтийское море не стало морем бизнеса

Каждые два года Россия и Белоруссия проводят совместные военные учения. Маневры "Щит Союза — 2019" пройдут на полигоне Мулино в Нижегородской области с 13 по 19 сентября. К этому событию профессор Санкт-Петербургского государственного университета, президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич и доцент, ученый секретарь Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта Юрий Зверев приурочили выход в свет своего исследования "Безопасность в восточной Балтике".

Авторы исходили из того, что регион Балтийского моря, и особенно его восточная часть, уже 15 лет остаются местом соприкосновения России и Белоруссии с одной стороны, и НАТО - с другой. Сразу же после развала СССР началась милитаризация региона, идущая медленно, но непрерывно. На сегодняшний день конфликт на балтийском театре военных действий может стать не самым вероятным в ряду других, но возникновение именно здесь локального, регионального или даже глобального конфликта возможно.

"После 1991 года мы, российские эксперты, и наши коллеги из Эстонии, Латвии, Литвы говорили, что если в регионе возникнут сложности, то только на в самый первый период - 3-7 лет. А когда мы обретем наши новые идентичности, превратим по старому ганзейскому примеру Балтийское море в море если не дружбы, то в море бизнеса. В это хотелось верить. Но 20 назад началась ползучая, но непрерывная милитаризация региона со стороны наших соседей - Эстонии, Латвии, Литвы и Польши, которые готовились таким образом не столько к вступлению в НАТО, сколько нуждались в милитаризации как в форме акцептирования своей идентичности после 1991 года, - рассказывает Николай Межевич. - Это оказалось печальным и непреодолимым моментом, поскольку, когда речь идет об экономических аргументах, то они в большинстве случаев (от Пекина до Вашингтона и от Москвы до Таллина) воспринимаются почти одинаково, измеряются примерно в одних и тех же единицах. Когда милитаризация объясняется как желание выиграть ту якобы войну, которая была якобы проиграна в 1939-1940, здесь логика отдыхает и начинаются совсем иные процессы".

Юрий Зверев уточняет, что милитаризация балтийского региона наиболее интенсивно пошла после 2014 года: "Если первоначально американских войск практически ни в Прибалтике, ни в Польше не было, хотя велась работа по модернизации и созданию необходимой военной инфраструктуры, то затем эти войска стали появляться в нарастающих количествах. Все начиналось с рот, потом пошли батальоны, потом пошли бригады. На следующий год запланированы учения по развертыванию в Европе американской дивизии. Создаются склады вооружений и боеприпасов, модернизируются аэродромы, появляется в Прибалтике и Польше американский спецназ".

По мнению Зверева, ведется активная подготовка театра военных действий: "Создается возможность переброски сюда американских частей, в том числе с использованием создаваемых в Бельгии, Нидерландах, Германии и Польше складов вооружений. То есть, быстро перебросили по воздуху личный состав, получили технику со складов, быстро развернулись. Пока речь идет об одной дивизии. Но не надо забывать, что в годы холодной войны у американцев было четыре дивизии. Где одна дивизия, будет несколько, тем более что список дивизий, которые постоянно развертывают на ротационной основе свои бригады в Европе известен. В середине октября начнется очередная ротация. Создан второй американский флот для защиты морских коммуникаций. Список всех этих проблем можно продолжать".

10395 просмотров