Вестник Кавказа

Вашингтону действительно охота повоевать?

Михаил Симонов
Вашингтону действительно охота повоевать?

Напряженность в отношениях США и Ирана неуклонно повышается. Вплоть до того, что моделированием ситуации и вероятного развития событий занялись эксперты Исследовательской службы Конгресса США (CRS). В течение нескольких дней скрупулезного анализа и изучения ситуации на свет появился доклад, который CRS представил на суд парламентариев.

В документе констатируется, что отношения Вашингтона и Тегерана развиваются в направлении возникновения "большого конфликта", в котором у США значительно более "широкий диапазон возможностей" против Ирана и его союзников. Эксперты CRS выделяют три наиболее вероятных сценария, если конфронтация между Вашингтоном и Тегераном не пойдет на спад. "Выбор эффективных военных решений зависит от целей, которые обозначит Вашингтон… и при необходимости он сохранит за собой возможность вторжения в Иран, перекрытия морских и воздушных путей сообщения", - написано в докладе.

Итак, какие три возможных сценария предлагает CRS?

Первый, что называется, с помощью Всевышнего да и сбудется: Тегеран и Вашингтон предпринимают встречные шаги по снижению напряженности. Это возможно, по мнению экспертов, в том случае, если Иран для начала примет предложение США о переговорах по вопросам подробной версии Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе. После чего стороны очертят конкретный круг тем, которые можно было бы обсудить и в дальнейшем приступить к реализации.

Второй сценарий еще проще и носит больше декларативный характер. Он предполагает, что стороны продолжат обмен заявлениями, держа в уме допустимость небольших контролируемых эксцессов. То есть на деле ничего в общем не изменится – стороны не сядут за стол переговоров, но и на конфликт не пойдут.

Третий сценарий – конфликт. Уже сейчас CRS априори называют Тегеран виновником обострения положения. В докладе говорится, что иранское руководство способно предпринять меры против американских служащих или иным образом остро задеть американские интересы. В таком случае наиболее вероятным ответом США станет военное вторжение. А вот каким оно будет, насколько масштабным или наоборот – выверено точечным, будет зависеть от конкретных целей, которые поставит себе Вашингтон. Это могут быть воздушные и/или ракетные удары по иранским кораблям в Персидском заливе, атаки ядерных объектов Ирана, портов, военной инфраструктуры, или даже электронная война против тех же целей.

В докладе CRS подчеркивается, что применение силы обернется ответными действиями со стороны Ирана. Ситуация будет накаляться, апогеем чего может стать ни много ни мало третья мировая война. Это, конечно, не входит в интересы ни США, ни Ирана. Авторы доклада отмечают, что силовые акции – далеко не оптимальный подход для осуществления политических преобразований в Иране. Более того, использование Вашингтоном силы может ухудшить положение иранской оппозиции, тех слоев населения, которые готовы поддержать политические перемены в своей стране. Применение силы также усилит антиамериканские настроения в целом, а заодно и позиции антиамериканских политиков в иранских верхах.

Не стоит забывать и о том, что военные операции в Иране потребуют значительных денежных затрат, и готовность к ним Вашингтона вызывает некоторые вопросы. Неслучайно последние санкции, введенные США против Ирана, коснулись именно финансовой сферы и носят жестко ограничительный характер. Под раздачу попали главные финансовые институты Тегерана: Центробанк и Национальный фонд развития Ирана (НФРИ). Вашингтон убежден, что именно по каналам этих ведомств осуществлялась подпитка проиранских террористических организаций. Это при том, что ответственность за недавнюю атаку нефтеперерабатывающих заводов Саудовской Аравии на себя взяли йеменские хуситы – повстанцы, против которых воюет коалиция арабских стран под руководством Эр-Риада. Госсекретарь США Майк Помпео, несмотря на прозрачность ситуации, заявил, что нет никаких доказательств и свидетельств того, что удары по НПЗ наносились со стороны Йемена. Скорее всего, за атакой стоял Тегеран, объявил Помпео. Вслед за ним сомнительное обвинение повторили члены арабской коалиции.

Создается впечатление, что Вашингтон сознательно, не очень считаясь с реалиями, ведет дело к третьему сценарию, предложенному экспертами CRS, в котором не исключается начало третьей мировой войны.

Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, комментируя ситуацию в горячем регионе, заявила, что действия Вашингтона не принесут стабилизацию. "Мы исходим из того, что все меры, которые предпринимаются в этом регионе, должны иметь главную цель - стабилизацию ситуации. К сожалению, политика, в том числе Соединенных Штатов Америки и целого ряда других государств, не приводит к этому результату, а приводит к противоположному. Никакой дополнительной стабильности или стабилизации ситуации не происходит, кроме дестабилизации", - сказала Захарова, отметив, что все меры, которые предпринимаются на этот счет, должны иметь под собой правовое обоснование и иметь главой целью улучшение и стабилизацию ситуации в регионе.

9860 просмотров