Вестник Кавказа

Животные общаются с людьми, но мы их не слушаем

The Guardian
Животные общаются с людьми, но мы их не слушаем
© Фото: Голландский философ предлагает изменить отношение к животным

Голландский философ, писательница, художница, певица и композитор Ева Мейер предлагает изменить отношение к животным, признав, в частности, тот факт, что они общаются с людьми. Британская The Guardian в статье Eva Meijer: 'Of course animals speak. The thing is we don't listen' со ссылкой на Мейер пишет, что животные не могут разговаривать, но общаются с людьми. Начав изучать философию, Мейер осознала, что животные почти полностью отсутствовали в западном дискурсе, отношение к ним было исключительно как к объектам.

Однако Ева считает, что животные имеют свободу действий, эмоции и глубоко коммуникативную жизнь. Так, человек, скачущий на лошади, общается с ней. Как показывает исследование, сердцебиения всадника и лошади синхронизируются.

Древние греки рассматривали людей как часть целого вместе с другими животными, но христианство и Просвещение различали людей и животных. Однако в последние десятилетия список того, на что способны только люди, неуклонно сокращался. Мышление, сочувствие, проявление эмоций, взаимопонимание присущи также и животным. Сойки и вороны выбирают определенные предметы, которые теоретически могут понравиться их партнерам – это возможность смотреть на вещи с точки зрения другого.

Луговые собачки используют стучащие звуки для распознавания двуногих злоумышленников, исходя не только из роста и веса людей, но и из того, во что они одеты, имеют ли при себе зонтик или пистолет. Многие млекопитающие могут выучить человеческие слова, издавать новые звуки или осваивать другие языки: например, касатки могут подражать крикам дельфинов. Дикие слоны издают звуки, предупреждая людей о грядущей опасности. "Животные думают и говорят о нас", - утверждает Мейер. Она считает, что изучение языка животных приведет к сдвигу в плане защиты прав животных, в том числе политических. Животные не могут голосовать, но Мейер приводит множество примеров, когда они делают нечто похожее. Так, красные олени снимаются с места, когда около 60% стада встает.

Политические философы Сью Дональдсон и Уилл Кимлика предполагают, что существуют три сообщества животных: дикие животные, которые являются "суверенными" и самоуправляющимися; дикие животные, такие как голуби, которые сосуществуют с людьми в городах и могут считаться "обитателями"; и домашние животные. Ева считает, что собаки должны сами выбирать себе семью. Американский писатель Тед Керазоте вырезал дверной проход для своей собаки, предоставив ей возможность свободно выходить в город. Теперь собака ведет себя как подросток, заявляясь домой исключительно чтобы поесть и поспать. Их отношения улучшаются, и пес становится более развитым и способным принимать правильные решения, когда ему предоставляется право выбора.

Но как быть, если свобода собаки нарушает свободу гнездящейся птицы? Каким образом животным может быть предоставлена абсолютная свобода в условиях многолюдности городов? "В идеале было бы здорово, если бы людей было меньше", - считает Мейер. Она утверждает, что мы склонны рассматривать взаимодействие человека и животного в терминах конфликта: "Нам трудно ужиться с отличающимися от нас видами. Мы совсем не толерантны. Возможно, на каком-то этапе нашего эволюционного процесса это было необходимо, но сейчас мы находимся на совершенно другой стадии, когда можем выбрать разные типы отношений с животными".

Столетие назад, напоминает Ева, женщины считались не заслуживающими политических прав: "Общество абсолютно ориентировано на человека, и аналогия кажется неуместной, но хорошо бы вернуться к схожим историческим параллелям. На протяжении истории человечество смогло изменить коллективное мнение о некоторых социальных группах".

10410 просмотров