Вестник Кавказа

ЕС превращает газ в политику

ЕС превращает газ в политику
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

"Политический приоритет" пообещал сегодня председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу отнять у "Южного потока", отдав его "Южному газовому коридору", однако лишь в том случае, если "Азербайджан устоит перед русским давлением". Содержательную сторону и вероятные последствия этой туманной политической фразы для "Вестника Кавказа" раскрыли директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин и депутат Милли Меджлиса, политолог Расим Мусабеков.

Так, по мнению Вячеслава Кулагина, Европа в очередной раз пытается надавить на "Газпром", как это делалось раньше при попытке заставить страны-партнеры пересмотреть межправсоглашения с Россией по "Южному потоку", и речь здесь идет только об "изобретении" нового инструмента давления на российскую компанию, а не о желании поддержать проект "Южного газового коридора". "Этот инструмент будет использоваться на переговорах с российской стороной и в ходе дальнейшего продвижения и согласования газовых проектов РФ в ЕС, при этом неминуемо будут инициированы обсуждения альтернативных поставок газа", - пояснил эксперт.

По его словам, при этом нужно понимать, что в реальности экономика неизбежно разойдется с политикой. "Есть европейские компании, нуждающиеся в дешевых энергоресурсах уже здесь и сейчас и понимающие действительную экономическую ситуацию, логику и логистику поставок, и, конечно, переходить на политическую линию в ущерб своим прямым интересам они не будут. Взвесить в очередной раз все свои планы и стремления – да, к этому Баррозу может призвать европейских предпринимателей, но во многих вопросах реальная нормальная экономика возьмет верх над почти любыми текущими политическими противоречиями", - выразил уверенность Вячеслав Кулагин.

Согласно оценке Расима Мусабекова, "политический приоритет" для "Южного газового коридора" означает для реализации проекта немногое. "Речь о поддержке не финансовой, а только на словах. "Южный газовый коридор" – коммерческий проект, приводящийся в движение Азербайджаном, точно так же, как "Южный поток" – коммерческий проект России. Единственный момент – заметная часть этих проектов финансируется за счет кредитов, и поддержка ЕС может означать склонность европейских банков кредитовать именно азербайджанский проект", - предположил Мусабеков.

При этом важно то, что в целом от "политических приоритетов" еврочиновников реализация "Южного газового коридора" не зависит. "Даже если Евросоюз абсолютно никакой заинтересованности демонстрировать не будет, Азербайджан располагает достаточными средствами для того, чтобы профинансировать свой проект самостоятельно, равно как и Россия. С другой стороны, негативное отношение к российскому проекту со стороны Евросоюза означает, что Болгария и Румыния, которые собирались на своих территориях строить эти газопроводы, могут отказать "Газпрому" по политическим соображениям", - обратил внимание политолог.

В целом, по словам Расима Мусабекова, заявление Баррозу является посланием тем странам, почти 100% газового импорта которых сегодня поставляется из России. "Я думаю, здесь скорее имеет место некое утешение и попытка подбодрить страны, которые обеспокоены ухудшением отношений Евросоюза с Россией: "Не волнуйтесь, вы получите азербайджанский газ". Напомню также, что в проекте "Южного газового коридора", первые поставки по которому начнутся с 2018 года, речь идет о конкретных объемах азербайджанского газа - 10 млрд кубометров в год, которые не будут конкурировать с теми 150 млрд кубометров в год, которые Россия планирует поставлять в Европу", - заключил он.

12195 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ