Вестник Кавказа

Грузия ждет "третью силу"

Большинство жителей Грузии на сегодняшний день пока так и не определились с тем, за кого они отдадут голоса на предстоящих в следующем году парламентских выборах, свидетельствуют результаты опроса общественного мнения, проведенного телеканалом "Рустави-2". В нем приняли участие более 1 тыс жителей из всех регионов страны.

Респонденты отметили, что "Грузинской мечте" удалось добиться известных успехов в области образования и здравоохранения, а также в отношениях с Евросоюзом. Вместе с тем жители Грузии в целом скорее разочарованы нынешними властями. Их не устраивают низкие пенсии и высокая безработица. Кроме того, некоторые жалуются на отсутствие прогресса в отношениях с Россией.

При этом и находившееся до этого у власти в стране ЕНД не пользуется большой поддержкой населения.

В этой связи многие участники опроса посетовали на то, что не видят какую-либо силу, способную изменить сложившееся положение дел к лучшему. Подобные умонастроения порождают у части общества надежду на то, что ближе к выборам на политической арене появится некая третья сила, которую они могли бы поддержать, рассчитывая на решение ею проблем, с которыми на сегодняшний день сталкивается Грузия.

Руководитель Центра глобальных исследований Нана Девдариани в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" отметила, что уже есть два кандидата на подобную "третью силу". "Это коалиция Бурджанадзе и "Альянс патриотов", проявившие себя на местных выборах, где они не только преодолели барьер, но и показали очень неплохой результат. Скорее всего, все голоса разочаровавшихся грузинских избирателей получат эти объединения. У каждого из них свои сторонники, так что для избирателей было бы предпочтительнее, если бы они объединились, потому что у коалиции Бурджанадзе год назад было 11%, у  "Альянса патриотов" – 8%.  Вместе это почти 20%, то есть серьезный показатель", - пояснила она.

Политолог Георгий Нодия, в свою очередь, не считает, что в Грузии уже существуют кандидаты на "третью силу". "Конечно, такая картина не уникальна, и часто бывало за год перед выборами, что большая часть избирателей не определилась, за кого голосовать, так как им не нравится ни правительство, ни оппозиция. Разговоры о том, что есть потребность в "третьей силе", идут, но я не вижу никаких конкретных очертаний такой "третьей силы", не знаю, откуда она может появиться. Конечно, чудо может произойти, как оно произошло перед выборами 2012 года, когда в 2011 году как с неба свалился господин Иванишвили и все изменилось. Сейчас тоже, в принципе, кто-то может "свалиться", но предсказать это очень трудно", - признал эксперт.

При этом он предупредил, что в отсутствии альтернативы гражданам все же придется выбирать "из двух зол". "Основными игроками, если не появится та самая "третья сила", останутся "Грузинская мечта" и ЕНД. Сейчас преждевременно говорить, кто из них будет сильнее – трудно будет кому-либо из них однозначно выиграть, конкуренция будет серьезная. Однако, имея в виду нашу избирательную систему, как пропорциональные списки, так и одномандатные округа, можно ожидать, что "Грузинская мечта" постарается набрать большинство в парламенте именно за счет одномандатников", - рассказал Нодия.

Политолог Рамаз Сакварелидзе прогнозирует избирательную апатию в Грузии на фоне отсутствия "третьей силы". "Грузия стоит перед опасностью того, что если не появится какая-либо новая политическая сила, то большинство избирателей могут вообще не пойти на выборы. А если она появится, то не исключено, что отдадут голоса без ознакомления с тем, что это за сила. Такое уже бывало не раз. Кроме того, проблема в том, что у новой силы сейчас остается очень мало времени для того, чтобы представить себя и свою политическую платформу – так что вполне возможно, что избиратели отдадут ей голоса только из чувства протеста", - ожидает он.

"Скорее всего, большинство вообще может не прийти на участки. Если же порог явки будет преодолен, то больше всего голосов возьмет "Грузинская мечта", однако новизной этих выборов будет то, что большая часть избирателей проголосует за различные оппозиционные группы, и в парламенте может оказаться гораздо больше оппозиционных партий, чем сейчас. ЕНД вряд ли возьмет больше того, что и так фигурирует в исследованиях – где-то с 10% до 15%. С таким же результатом смогут выступить и несколько других партий", - предположил Рамаз Сакварелидзе.

12185 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ