Вестник Кавказа

Обзор грузинских СМИ за 23-29 сентября

Обзор грузинских СМИ за 23-29 сентября
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Наиболее обсуждаемым грузинскими СМИ сюжетом в последние дни стал скандал вокруг якобы имеющихся у руководства страны планов создать на территории республики антитеррористический центр, в котором планировалось обучать сирийских повстанцев.

Поводом для него стала публикация в журнале Foreign Affairs статьи, согласно которой подобный центр будет создан в рамках ведущейся под эгидой США борьбы с террористической организацией "Исламское государство". Эту информацию, исходящую из американской администрации, отчасти подтвердил посол Грузии в Вашингтоне Арчил Гегешидзе. "Мы предложили открыть тренировочный центр, однако это вопрос все еще находится на рассмотрении", - цитирует его The Messenger.

При этом, по словам дипломата, подготовку в нем смогут проходить не только сирийцы, но и представители других государств

Газета отмечает: автор этой статьи Джон Хадсон подчеркивает, что в своем материале достоверно передал полученную им информацию. Его в этом поддержал главный редактор Foreign Affairs Йочи Дризен, лично правивший статью.

Как сообщает Georgia Today, несмотря на все заверения представителей журнала, спустя всего несколько часов после публикации материала Минобороны Грузии распространило специальное заявление, в котором отмечалось, что республика поддерживает ведущуюся коалицией во главе с США борьбу с "Исламским государством", однако при этом она не намерена создавать на своей территории подобный центр. Немного позже с опровержением выступили и в Совете безопасности.

Вне зависимости от того, планируют ли грузинские власти создание подобного центра или нет, на страницах СМИ уже появились мнения о том, что от подобного решения страна только выиграла бы. "Мы будем вовлечены в этот процесс, поскольку Северный Кавказ уже стал вызывающим опасения инкубатором террористов. Мы слишком близки к этому региону, и поэтому сталкиваемся с очень отчетливой террористической угрозой. Я считаю, что центр по предотвращению и изучению терроризма следует создать в Грузии там, где на это согласятся она сама, Россия, США, Турция, Азербайджан, Иран и другие страны. Все выше перечисленные государства, и в особенности Россия, сталкиваются с угрозой, что их территория станет инкубатором для террористов", - цитирует Хатуну Лагазидзе The Messenger.

При этом Georgia Today предполагает, что за подобной инициативой может стоять министр обороны Ираклий Аласания. Если это так, то, как отмечает издание, подобные его действия свидетельствуют о повышении самостоятельности главы военного ведомства, что не представляется удивительным. "Как бывший представитель Грузии в ООН и руководитель абхазо-грузинских мирных переговоров, Аласания, возможно, имеет в глазах США и ЕС больший вес, чем правительство, премьер-министр и президент, вместе взятые", - пишет газета.

Об угрозе для Грузии от терроризма журналисты писали также в связи с тем, что некоторые ее граждане сражаются на стороне ближневосточных террористов, что вызывает опасения в связи с возможностью продолжения ими своей преступной деятельности по возвращении на родину.

"Панкисских кистинцев - Тархана Батирашвили (Абу Омар Аль-Шишани) и Муслим Маргошвили (Муслим аль-Шишани) США объявили террористами и наложили арест на их банковские счета. Речь идет о том, что кроме этих двух лидеров в рядах террористической организации "Исламское государство" воюет еще 50-70 молодых панкисцев. Один из них - 16-летний Бесо Куштанашвили - был убит в Сирии два дня назад. По словам жительницы Панкиси Мекки Хангошвили, несколько бойцов вернулось из Сирии. Правда, она отмечает, что вернувшиеся молодые люди разочарованы террористической политикой "Исламского государства", но опасны ли эти люди для Грузии?!", - задается вопросом "Резонанси".

"Из Панкисского ущелья воевать уехало около 100 молодых людей, несколько из них погибло. Мне жаль, что жители Панкисского ущелья воюют в другой стране. Нас и так можно пересчитать по пальцам. Несколько бойцов вернулось из Сирии. Я не назову их имен, но они клянутся, что туда больше не вернутся. Говорят, что разочарованы, так как когда они поехали туда, ими двигало желание защитить проживающее в Сирии чеченское население, беспомощных женщин и детей, а по приезде ситуация оказалась другой - там царит беспредел", - приводит слова жительницы Панкиси Мекки Хангошвили газета.

"Вообще, 90% населения Панкиси, кроме радикального крыла, выступают против войны в Сирии. Туда едут лишь ваххабиты. Очень сложно, когда твой ребенок воюет, защищая свою родину, а представьте, каково жертвовать жизнью ради каких-то иноземцев. У нас есть погибшие, количество я назвать не могу, но, например, в Сирии погибли братья Мутошвили, Руслан Маргошвили, Руслан Мачаликашвили, сын Руслана Гелаева Рустам Гелаев и другие", - добавила Хангошвили.

Большой интерес у Тбилиси, взявшего курс на евроинтеграцию, вызывают сюжеты, связанные с ЕС, о чем свидетельствует регулярное появление в грузинской прессе посвященных им материалов.

На днях внимание Georgia Today привлекло мнение польского политика, депутата Европарламента Павла Коваля о перспективах дальнейшего развития программы "Восточное партнерство". "Европейские лидеры не поняли месседжи России правильно, и война в Грузии была воспринята как инцидент, а не как политика", - цитирует его издание.

"Он также отметил, что проблема заключается не в одних лишь европейских политиках, но также и в странах "Восточного партнерства", поскольку она давали много обещаний, получали деньги от ЕС и не претворяли в жизнь необходимую программу и проекты, поэтому большинство грантов ЕС, по его мнению, было потрачено впустую. Согласно Ковалю, "Восточное партнерство" все еще полезно как НПО, которое побуждает эти страны встречаться друг с другом и обсуждать многие важные вопросы. Более того, оно увеличит помощь региону от ЕС, откроет европейские рынки для товаров этих государств и полностью снимет визовые ограничения, что сделает регион более процветающим и стабильным", - пишет газета.

При этом она приводит противоположное мнения Генриха Бонненберга, считающего, что программа провалилась. Он утверждает, что "Россия реагирует, со своей точки зрения, обоснованно, с целью противостоять силовой политике Западной Европы. Украина разваливается. Вот непосредственный результат политики "Восточного партнерства" Европейского Союза", - цитирует его Georgia Today.

"Германский политический эксперт осудил "Восточное партнерство ЕС за дестабилизацию региона. По его мнению, проект провалился, потому что Россия воспринимала его как антироссийскую инициативу и начала восстанавливать контроль над бывшими сателлитами СССР", - говорится в вышедшей там статье.

При этом само издание придерживается более оптимистичной оценки. "Прошло только пять лет с того момента, как Европейский Союз запустил в Праге новую программу для "Восточного партнерства", и политики и политические эксперты уже делают выводы о том, было ли он успешным или же нет. Хотя еще рано делать глубокий анализ, но стоит отметить, что программа "Восточное партнерство" очень важна, поскольку создает общую законодательную базу с Европой. Более того, три страны - Грузия, Украина и Молдавия - смогли подписать Соглашение об ассоциации с ЕС, вступило в силу Соглашение о зоне свободной торговли, и Молдавия уже добилась безвизовых поездок в Шенгенскую зону. Поэтому, несмотря на кризис на Украине, программа "Восточное партнерство" по-прежнему делает многое для процесса демократизации в регионе и приближает Грузию, Украину и Молдавию к Европейскому Союзу", - пишет газета.

Не остались незамеченными грузинскими СМИ открывающиеся для страны новые возможности в связи с развитием региональных энергетических проектов.

Так, "Резонанси" отмечает, что Европа уже начала поглядывать на Иран как на альтернативный России источник газа. "Иран - главный приоритет Евросоюза, который поможет снять зависимость от России. Все будет зависеть от успешного завершения переговоров относительно ядерной программы и своевременного прокладывания трубопровода. В свою очередь, Иран не раз выражал желание энергетического сближения с Европой. "Экономическая и политическая элита Ирана уже готовится к снятию западных санкций. Она готова поставлять в Европу газ вместо России", - заявил руководитель исследования энергетических рынков Лондонского королевского колледжа Фрэнк Умбах.

Эксперт Сандро Твалчрелидзе отмечает, что реанимация проекта "Набукко" должна быть самым приемлемым вариантом для Европы. По его словам, маршрут Иран-Армения-Грузия-Турция - самый оптимальный вариант, так как из-за сложного рельефа невозможно прямо провести газопровод из Ирана в Турцию, где часто случаются 12-балльные землетрясения и расположены горы высотой в 3500 м. Эксперт считает, что на первом этапе иранский газ можно транспортировать по газопроводу "Шахдениз". Мощность "Шахдениза" составляет 45 млрд кубометров в год, ее можно увеличить до 80 млрд. На данном этапе только Азербайджан обеспечивает поставку 16 млрд кубометров", - пишет издание.

"Поэтому я думаю, что наилучший вариант - присоединить иранский газопровод к "Шахденизу". Это лучше сделать в Ахалцихском районе, который находится в 40 км от Турции, где газопровод подключится к европейской системе. Это очень маленький и легкий проект. Маршрут практически будет реанимацией проекта "Набукко". Только там шла речь о транспортировке газа из Туркменистана. Сейчас появился вариант боле качественного и дешевого природного газа. Что касается сложных политических отношений между Турцией и Арменией, а также дружбы Армении и России, есть рычаги, которые заставят Армению согласиться на этот проект", - цитирует оно Твалчрелидзе.

"Иран уже посетили две европейские делегации, целью которых было обсуждение разных путей поставки иранского газа в Европу в случае смягчения западных санкций. В Тегеране самым лучшим маршрутом считают "Набукко". По словам замминистра Али Маджеди, иранский газ решит проблему рентабельности проекта, так как для освоения мощностей азербайджанского месторождения "Шахдениз" недостаточно. Пока вопрос о транспортировке иранского газа в Европу через Грузию будет решаться, должно начаться строительство южно-кавказского газопровода TANAP. Предварительные работы в Азербайджане уже ведутся, а основные работы должны начаться в 2015 году. Завершение газопровода ожидается к концу 2017 года, а запуск - в 2018 году. К этому времени должно заработать и второе месторождение "Шахдениз"", - отмечает "Резонанси".

10395 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ