Вестник Кавказа

От грузинских захватов турецких кораблей, идущих в Абхазию, выигрывают все - эксперты

"Вестник Кавказа" попросил члена Союза литераторов России, члена совета Абхазского медиа-клуба "Айнар" Спартака Жидкова и начальника сектора кавказских исследований РИСИ Яну Амелину прокомментировать участившиеся случаи захвата Грузией турецких кораблей, следующих в Абхазию, в связи с которыми, напомним, накануне абхазский МИД призвал международные организации принять меры по предотвращению подобных случаев.

С точки зрения Спартака Жидкова, захваты турецких судов в нейтральных водах являются политической демонстрацией грузинской стороны. "С чем связана новая серия захватов турецких кораблей грузинами в нейтральных водах Черного моря? Нападение на турецкое торговое судно "Паша", направлявшееся из Абхазии в Турцию, по сути, является лишь незначительным звеном в длинной цепочке аналогичных событий. Фактически уже двадцать последних лет, после окончания грузино-абхазской войны, регулярно происходят подобные инциденты. Характерно, что реакция турецкого правительства на все происшествия подобного рода всегда бывает крайне сдержанной, что предполагает наличие некоего взаимопонимания в этом вопросе между Тбилиси и Анкарой", - заметил писатель.

Баланс соблюдается в том, что турецкие суда ходят под флагами других государств, а Грузия воздерживается от чрезмерно жёстких действий в отношении турецких кораблей, торговцев и бизнесменов - как правило, их отпускают после обыска. "В этом можно видеть некий баланс между политикой официальной Анкары, поддерживающей притязания Грузии на Абхазию, и интересами турецкого бизнеса. Турция могла бы отреагировать на такие события не в пример жёстче, но предпочитает смотреть сквозь пальцы на действия своих предпринимателей", - заявил Жидков.

Эксперт обратил внимание на то, что ещё в 90-х годах прошлого века Тбилиси добился запрета на плавание абхазских кораблей в Турцию и Грецию. Анкара, для которой торговые контакты с Сухумом не представляют особой важности, по мнению журналиста, продолжает эту деятельность, дабы не позволять Тбилиси диктовать слишком многое.

Также Жидков обратил внимание на то, что "новая волна" захватов почти совпала с укреплением позиций премьер-министра правительства Грузии Бидзины Иванишвили в борьбе против президента Михаила Саакашвили. "Для Иванишвили такие действия - хороший повод продемонстрировать свою решительность во внешней политике, в частности, со всем, что касается борьбы против независимости Абхазии. Разумеется, ссориться с Москвой для грузинского правительства сегодня опасно по многим причинам. Но действия против турецких кораблей для Грузии - лучший на сегодняшний день способ показать, что абхазский вопрос не снят с повести дни и борьба будет продолжаться", - объяснил актуальное положение дел Спартак Жидков.

Яна Амелина, в свою очередь, напомнила, что из стран Черноморского региона Абхазию признаёт только Россия, в то время как ни Турция, ни, тем более, Грузия, не считают её суверенным государством. "МИД Абхазии - большие молодцы: они ведут таким образом наступательную внешнюю политику, в хорошем смысле слова, и они совершенно правы, расценивая захваты как акт международного пиратства", - отметила Амелина.

Для экономики самой Абхазии опасности в захватах турецких кораблей нет. "Понятно, что торговля с Турцией происходила и будет происходить. Она была и до того времени, как Абхазия обрела независимость. Так что это событие не несёт никакого принципиального значения для абхазской экономики. Это частные коммерческие проекты, которые интересны, в первую очередь, их владельцам. Понятно, что в условиях непризнанности рассчитывать на какое-то широкое развитие торговли в любом виде не приходится. Но в экономическом плане это никаких угроз не несёт", - пояснила начальник сектора кавказских исследований РИСИ, подчеркнув, что значение захватов - исключительно политической, о чём и говорит МИД Абхазии.

По мнению эксперта, России следует ответить на это содействием международному признанию Абхазии в большей степени, чем когда-либо. "Только переход Абхазии в статус полноценного государства решит проблему. Всё-таки, пока мы, к сожалению, не можем говорить, что Абхазия признанное государство в полномасштабном формате. Россия должна добиваться от наших партнёров и союзников, чтобы Абхазия в мире была более узнаваемой. Тогда многие проблемы снимутся сами собой, потому что в полной мере будут действовать международные договора", - рассказала своё видение российской задачи в абхазском вопросе Яна Амелина.

11600 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ