Вестник Кавказа

Под кого переписывают Конституцию Армении?

Сусанна Петросян, Ереван

Накануне, 10 апреля, встречаясь с членами специальной комиссии по конституционным реформам (СККР) при президенте, глава государства Серж Саргсян сделал заявление о том, что никогда больше не выдвинет свою кандидатуру на пост президента. Впрочем, еще осенью прошлого года некоторые представители правящей Республиканской партии Армении (РПА) не исключили как возможность перехода к парламентской системе правления после выборов 2017 года в Национальное Собрание (НС), так и то, что пропорциональный список РПА может возглавить президент, который в случае победы РПА будет избран премьер-министром и уже в этом статусе возглавит Армению.

Интересно, что в предвыборных программах президента в 2008-ом, а также в 2013 году нет ни одного слова о том, что он планирует провести какие-либо конституционные изменения. Решение о проведении реформ было принято 4 сентября 2013 года, то есть на следующий день после того как Серж Саргсян сделал заявление о намерении Армении вступить в Таможенный Союз. 4 сентября президент издал Указ о создании СККР. Причем, согласно графику, который был определен в Указе президента, до 20 апреля 2014 года СККР должна представить президенту концепцию конституционных изменений, что в принципе и случилось: 10 апреля она была представлена, а сам проект намечено подготовить до 1 июля.

Реально процесс внесения изменений в Конституцию не привязан к нынешней крайне сложной политической ситуации. Однако формально эти два процесса совпали друг с другом, что дало повод некоторым наблюдателям говорить о несвоевременности и неоправданности реформ на фоне правительственного кризиса.

Попробуем разобраться, что же побудило президента сделать подобное заявление, и каковы реальные цели предстоящей реформы. Первая – это трансформация Армении из президентской в парламентскую республику. Однако подобная трансформация в том случае, когда не состоялись политическая система и партии, приведет лишь к постоянной политической нестабильности, которая, к примеру, наблюдается сегодня в Киргизии. Впрочем, понятно, почему Армения избрала именно эту модель: она находится под сильным влиянием внешних игроков, в первую очередь серьезно конкурирующих в регионе США и России. США выгодно, чтобы все государства, которые они не контролируют, постоянно испытывали бы проблемы с политической стабильностью.

Вторая причина - интересы самого Сержа Саргсяна, который, не дожидаясь ухода с политической арены, пытается таким образом воспроизвести свою власть. Это намерение приобретает большую отчетливость на фоне заявления главы парламентской фракции РПА Галуста Саакяна о том, что пока вопрос Нагорно-Карабахского конфликта остается неурегулированным, РПА не намерена отдавать власть.

Делая заявление о том, что он никогда больше не будет выдвигать свою кандидатуру на пост президента, Саргсян безусловно посылал некий мессидж обществу. Отметим, что в своем заявлении он подчеркнул, что не будет претендовать и на должность премьер-министра, если по итогам обсуждений конституционных изменений будет избран путь, не соответствующий его желанию. Однако много ли людей верит в эти обещания? И что может помешать властям в нужный момент организовать "просьбы трудящихся"?

При относительной ясности целей конституционных изменений вопрос о том, насколько реально осуществление этого проекта в Армении, остается открытым. По крайней мере, две фракции в НС - "Армянский национальный конгресс" (АНК) и "Процветающая Армения" (ПА) будут однозначно против изменений. АНК всегда был противником перехода к парламентской форме правления, а ПА выступает категорически против обсуждения пакета реформ в момент, "когда в стране имеется множество нерешенных проблем". Сторонниками парламентской формы правления являются две другие оппозиционные силы - партии "АРФ-"Дашнакцутюн" и "Наследие". Первая имеет пять, а вторая - четыре мандата.

Проявляющее поразительное единодушие по всем вопросам парламентское большинство в лице РПА и ее младшего партнера по коалиции партии "Страна законности" имеет в НС порядка 77-80 голосов. Однако для того, чтобы провести конституционные изменения, нужно конституционное большинство, то есть 2/3, или 87 голосов депутатов. Такого у нынешней власти нет. Впрочем – остается вопрос манипуляций...

7065 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ