Вестник Кавказа

Россия, Азербайджан и Иран начинают работу над проектом транспортного коридора

Россия, Азербайджан и Иран договорились о начале конкретной проработки проекта транспортного коридора по западному берегу Каспия,  заявил сегодня глава МИД РФ Сергей Лавров.

"Мы рассмотрели вопросы, которые касаются материальной сферы сотрудничества. Договорились, что наши соответствующие ведомства начнут предметную проработку практических аспектов реализации проекта транспортного коридора по западному побережью Каспия. Это предполагает работу с участием министерств транспорта, которые должны посмотреть на технические, финансовые параметры этого проекта. Это также предполагает взаимодействие по линии таможенных служб, консульских служб. Об этом мы сегодня договорились", - приводит его слова РИА Новости.

"Мы начали переговоры в новом формате Азербайджан-Иран-Россия, включая встречи на высшем уровне. Эти встречи демонстрируют наличие плодотворного сотрудничества в различных направлениях", - отметил глава российской дипломатии.

Основной темой переговоров между министрами трех стран было обсуждение проблем регионального сотрудничества, а также реализация крупных проектов, заявил глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров, уточнив, что уже до конца года будет реализован участок железной дороги Астара (Азербайджан) - Астара (Иран).

В свою очередь, министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф обратил внимание на то, что реализация этих железнодорожных проектов в интересах Азербайджана, Ирана и России.

"Мы считаем, что реализация этих проектов ускорит транзит грузов. Мы обсуждаем последние элементы. 20 апреля состоится презентация железнодорожного моста Астара (Азербайджан) - Астара (Иран)", - сказал он, подчеркнув, что сотрудничество Ирана, России и Азербайджана служит интересам безопасности и стабильности в регионе.

"Полагаем, что данное сотрудничество служит интересам народов Ирана, Азербайджана и России и, конечно, интересам самого региона. Оно будет обеспечивать большее благосостояние, стабильность и безопасность в регионе", - заявил Зариф, добавив, что Тегеран надеется на проведение саммита Россия - Азербайджан - Иран.

Министры иностранных дел Ирана, России и Азербайджана по итогам встречи договорились начать обсуждение подготовки трехстороннего саммита.

"Согласно инструкции глав государств, стороны (главы МИД) договорились начать консультации по подготовке первого трехстороннего саммита (РФ, Азербайджан, Иран)", - говорится в тексте коммюнике, распространенного по итогам встречи Лаврова, Зарифа и Мамедъярова.

Говоря о каспийской проблематике, глава российского внешнеполитического ведомства подчеркнул: Москва рассчитывает, что проект Конвенции о статусе Каспия будет разработан к саммиту стран прикаспийского региона, который пройдет в Астане.

"Мы обсудили каспийскую проблематику. Договорились активизировать подготовку V каспийского саммита, который должен состояться в Астане. Мы рассчитываем подготовить проект Конвенции о правовом статусе Каспия к этой встрече в верхах. Министры иностранных дел пяти стран рассмотрят тот прогресс, который был достигнут нашими экспертами на своей встрече в июле этого года", - сказал он.

Главы МИД трех стран в преддверии встречи стран-нефтедобытчиков в Катаре обсудили также вопросы энергетики, заявил Мамедъяров.

"Да, данный вопрос обсуждался на трехстороннем уровне. Ни для кого не секрет, что данный вопрос обсуждается в рамках двусторонних переговоров", - указал он, сообщив, что Азербайджан будет принимать участие во встрече стран-добытчиков нефти в Катаре.

Лавров в свою очередь отметил, что Москва рассчитывает, что на встрече в Катаре будут достигнуты конкретные договоренности по стабилизации нефтяных рынков.

"Рассчитываем, что на этой встрече (17 апреля в Дохе) будут достигнуты конкретные договоренности о том, как сотрудничать в интересах всех государств, в интересах стабилизации нефтяных рынков. Это отвечает долгосрочным коренным интересам, я убежден, как производителей, так потребителей нефти", - уверен он.

Мохаммад Джавад Зариф также заявил, что Иран особенно заинтересован в том, чтобы вернуть себе место на рынке нефти и газа: "Иран должен вернуть себе свое место на данном рынке в рамках сотрудничества с другими странами-добытчиками", - подчеркнул он.

Напомним, как ранее сообщал "Вестник Кавказа", в Баку сегодня прошла трехсторонняя встреча министров иностранных дел России, Азербайджана и Ирана, главными темами которой стали ситуация в Нагорном Карабахе и сотрудничество по Каспию.

Научный сотрудник Института востоковедения РАН Станислав Притчин в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" отметил, что для России эта новая страница экономического сотрудничества с Азербайджаном и Ираном станет важным направлением развития транспортного потенциала Каспийского моря. "Важность заключается в том, что благодаря этому направлению создается кратчайший путь для снабжения и обеспечения коммуникаций между Индийским океаном и российским Поволжьем. Те маршруты, которые проходят по восточному побережью, уже запущены и работают, но они ориентированы на другие регионы России. Здесь же будет самое короткое транспортное плечо и, как следствие, развитие экономики Северного Кавказа и Поволжья", - пояснил эксперт.

Как подчеркнул Притчин, Россия и Азербайджан рассматривают сегодняшний Иран как одного из ключевых экономических партнеров, сотрудничество с которым долгое время сковывалось международными санкциями. "Постепенно прежние сложности снимаются, открываются новые возможности. Как для России, так и для Азербайджана важно обеспечить рынок сбыта для себя, а также координацию работы по тем отраслям, где существуют совместные наработки, в частности, в нефтяной промышленности. Также для России важно сотрудничество в транспортной сфере Ирана: РЖД рассматривает возможность строительства и электрификации ряда железнодорожных направлений в Иране", - указал он.

"Военно-техническое сотрудничество для России - одно из приоритетных направлений развития, для Азербайджана это тоже достаточно важная сфера. Также обеим странам выгодно и расширение рынка сбыта для локальных производителей: Иран - это 80 млн потребителей и растущая экономика. Если у тебя рядом есть такой сосед, то есть возможность и для твоего бизнеса развиваться и расширять рынки", - заключил Станислав Притчин.

Директор Центра исследований международной торговли ИПЭИ РАНХиГС Александр Кнобель, в свою очередь, ожидает выгодного увеличения товарооборота между Ираном, Азербайджаном и Россией после реализации Западнокаспийского транспортного коридора. "И здесь в наибольшей степени в наращивании торговли заинтересован Азербайджан, а в России более интересны будут инвестиции в атомную энергетику и энергетические проекты Ирана в целом", - сообщил эксперт, добавив, что рост товарооборота между странами достигнет существенных величин в десятки процентов.

Политолог Ровшан Ибрагимов отметил, что "данный коридор - это часть транспортного коридора "Север-Юг"". "Это не новая программа, она была еще предложена более 10 лет со стороны России, поддержанная Ираном, но из-за того, что в отношении Ирана были введены санкции, данный проект начал лишь частично реализовываться. Основная ее цель - связать страны Азии, в первую очередь - Индию, посредством железных и магистральных дорог через территорию Ирана, Центральной Азии, Южного Кавказа и России с Европой", - напомнил он.

"Как показывает первое опробование данного коридора, он короче по временному своему соотношению и обходится намного дешевле. В этом случае появляется альтернативный коридор для перевозок товаров в обоих направлениях как из Азии в Европу, так и из Европы в Азию, что очень актуально, поскольку товарооборот между двумя крупными производителями и рынками на Евразийском пространстве (это страны ЕС, а также страны Дальнего Востока такие как Япония, Китая, Южная Корея, Индия в том числе) возрастает. Ежедневный товарооборот уже превысил $1 млрд, поэтому он нуждается в новых альтернативных транспортных путях, одним из которых является этот путь", - сказал эксперт.

Ибрагимов уверен, что этот проект будет экономически выгоден для его участников. "Поскольку на первой стадии реализации железной дороги, для которой необходимо проложить порядка 100 км по территории Ирана до границы с Азербайджаном и далее порядка 8 км до реки Аракс на азербайджанской территории, а также мост через реку Ара, на начальном этапе уже возможны перевозки грузов до 10 млн т грузов с последующим его увеличением. Это конечно, в первую очередь, увеличение финансовых доходов для стран транзитеров. Во-вторых, те регионы, через которые будет проходить транспортный коридор, также получат дополнительный экономический импульс, поскольку дорога - это всегда развитие. Параллельно с этим это, конечно, будет идти и развитие других секторов экономики, скажем логистики и других, которые необходимы в случае перевозки. И, конечно, же это укрепит сотрудничество между тремя странами и будет иметь дополнительный эффект для дальнейшей интеграции в других сферах экономики, то есть это будет техническим импульсом для развития других факторов", - объяснил политолог.

Говоря о сотрудничестве этих трех стран, он отметил, что "они весьма заинтересованы в его развитии, особенно Россия, оказавшаяся под санкциями, которые сейчас против нее введены со стороны основных западных стран". "В принципе, Иран - это один из производителей сельскохозяйственной продукции и создание таких транспортных коридоров в принципе дает возможность получения товаров для такого емкого рынка как Россия. Кроме того, Россия и Азербайджан заинтересованы в участии в нефтегазовых проектах Ирана. Это и добыча, и эксплуатация, и разведка, так что я думаю, что это сфера более широка для сотрудничества. К тому же еще в советское время Россия и Азербайджан имели опыт работы на территории Ирана, так что это не новое направление для них. У Азербайджана, конечно, есть возможности торговых отношений, реализации энергетических совместных проектов. В частности, это сознание электростанции на реке Аракс, проходящей по границе обоих государств. В то же время с туристической точки зрения это имеет большой импульс. Для иранцев Азербайджан является привлекательной страной, что было доказано еще во время празднования праздника Новруз, когда несколько десятков тысяч иранцев отправились в Азербайджан для проведения своего отпуска. Поэтому я думаю, что снятие санкций с Ирана будет иметь положительный импульс для экономики всех трех стран, создание взаимовыгодных контактов и их дальнейшее развитие", - заключил Ровшан Ибрагимов.

18660 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ