Вестник Кавказа

Запад развязал новую "холодную войну" с РФ?

Новые санкции, касающиеся экономической сферы, ввели США и ЕС против России. Еще накануне стало извеcтно о том, что министерство финансов США вводит санкции против Банка Москвы, ВТБ и Россельхозбанка, предусматривающие запрет гражданам и компаниям США приобретать долговые обязательства этих банков или связанных с ними юридических лиц, а также их имущество на срок более чем 90 дней. Вместе с банками санкциям подверглась Объединенная судостроительная корпорация РФ, объединяющая почти полсотни российских предприятий.

Позднее президент США Барак Обама объявил о приостановке экспортных кредитов и финансирования проектов экономического развития России. Деталей он не привел, но экспортное финансирование традиционно осуществляется по линии государственного Экспортно-импортного банка США. В 2012-2013 финансовом году (по 30 сентября прошлого года) Ex-Im Bank выдал займы, кредитные гарантии и кредитные страховки на общую сумму $630 млн по экспортным поставкам в Россию. Из этой суммы около 80% пришлось на соглашение между "ВЭБ-лизинг" ("дочка" Внешэкономбанка), Ex-Im Bank и консорциумом западных банков о финансировании поставок самолетов Boeing "Аэрофлоту".

Также США вводят режим экспортного лицензирования на товары, предназначенные для добычи углеводородов в море, на шельфе и в Арктике. Эти ограничения должны коснуться будущих, но не уже заключенных контрактов. Лицензирование позволит властям США блокировать поставки в Россию товаров и технологий, которые могут помочь развитию энергетического сектора. Например, американская компания Exxon Mobile имеет обширные совместные с Россией проекты по освоению российских месторождений.

В то же время Комитет постоянных представителей стран ЕС (COREPER) согласовал новый пакет секторальных санкций против России. Этим решением Евросоюз ограничивает доступ к своим рынкам капитала для "российских финансовых институтов, принадлежащих государству", вводит эмбарго на торговлю оружием с Россией и запрет на поставки в Россию товаров двойного назначения, предназначающихся для военного сектора. Также России ограничен доступ к чувствительным технологиям, "в особенности в нефтяной отрасли".

Формально эти санкции будут подписаны Советом ЕС сегодня, а вступят в силу сразу после публикации в Официальном журнале ЕС 31 июля. Они вводятся как минимум на год, но могут быть пересмотрены через три месяца на предмет их эффективности.

Руководитель Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Алексей Кузнецов в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" оценил эти санкции как впервые действительно серьезные. "По большому счету, мы видим дальнейшую реализацию плана США и ЕС по экономическому ослаблению России, и я в очередной раз могу повторить, что Украина - это лишь повод. Скорее всего это действия ЕС и США, следующие за актом 17-летнего вступления России в ВТО, когда в течение почти двух десятилетий РФ дискриминировали, не давая вступить во Всемирную торговую организацию, объясняли, что мы еще не созрели, и поэтому применяли против нас недобросовестную конкуренцию. Когда Россия вступила в ВТО, стали искать следующий повод, и Украина оказалась наиболее благоприятным из всех. Евросоюз и США сами способствовали государственному перевороту и началу гражданской войны, а сейчас назначили Россию "крайней", когда война вышла из-под контроля Запада", - заявил Кузнецов.

По оценке Алексея Кузнецова, в ночь на сегодня был достигнут некоторый предел санкций, на которые может сейчас пойти Запад. "Безусловно, значительная часть бизнеса на территории Европейского Союза не в восторге от этих санкций. Более того, непредсказуема ответная реакция России в случае действительно разворачивания против нашей страны полномасштабной экономической войны. Надо понимать, что на радикализацию со стороны США и ЕС, чья задача – уничтожить российскую экономику, РФ может ответить симметрично. Перекрытие газа в Европу зимой – крайний вариант, но, к сожалению, его исключать нельзя, потому что страны НАТО все более и более агрессивны, а хорошо известно, что блок НАТО - это военно-агрессивная машина, которая, в принципе, останавливалась только перед угрозой ответного применения ядерного оружия", - заметил эксперт.

Директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев, напротив, призвал не торопиться с выводами, хотя и ясно, что за эти санкции и Россия, и сам Запад заплатят большую цену. "Порядок цифр примерно такой: десятки миллиардов евро, однако истинную цену трудно определить, потому что есть такой эффект санкций, как влияние на позицию частных инвесторов, которые были до этого готовы вложить деньги в российскую экономику. Тем не менее, будем надеяться, что нынешние санкции - это предел. Необходимо осознавать, что для США и ЕС также существует экономическая цена введения этих санкций, и что они этот факт понимают. Запад понимает, что санкции имеют эффект бумеранга, и с учетом того, что это уже третий пакет, становится понятно, что эти страны уже зашли достаточно далеко", - подчеркнул Николаев.

Эксперт отметил, что российская экономика обладает запасом прочности. "У нее есть резервные фонды с суммарным запасом в 6 трлн рублей. Это значит, что обвального ухудшения состояния экономики не будет. Есть определенное время, от нескольких месяцев до года-полутора, в течение которого напряженность между Россией и Западом должна разрешиться. На этот период резервных денег и запаса прочности хватит. Но если произойдет новое обострение, ситуация ухудшится. Тем не менее, тот факт, что у нас есть запас времени для поиска решения - уже противостояние санкциям", - рассказал он, добавив, что Россия может принять и контрмеры, хотя и не столь радикальные, как предложил Алексей Кузнецов.

"Можно формировать свои санкционные списки и ограничивать доступ определенных товаров, что уже делается в ситуации с Украиной и Молдавией. Однако из этого не следует, что, если Запад критично зависим от российского газа, то эффективной контрмерой будет прекращение поставок природного газа. На первый взгляд, так поступить можно, но доходы от экспорта газа поступают в бюджет, и эти деньги России нужны. Самое лучшее средство - договориться. Импортозамещение как средство противостояния имеет ограниченный эффект, а кроме того, мы не сможем производить абсолютно все. Поэтому нужно искать средство политического урегулирования, пока есть время, обеспеченное запасом прочности российской экономики. Логика "око за око, санкции за санкции" ведет к тупику", - уверен Игорь Николаев.

8010 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ