Вестник Кавказа

Зачем промолчали о Карабахе?

Зачем промолчали о Карабахе?
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Министр обороны России Сергей Шойгу, завершивший накануне двухдневный рабочий визит в Баку, сегодня прибыл в Ереван и уже провел там переговоры со своим армянским коллегой Сейраном Оганяном. По сообщениям российских и зарубежных СМИ, на этих переговорах говорилось обо всем: об "актуальных вопросах глобальной и региональной безопасности, а также военного и военно-технического сотрудничества", о "солидарности гуманитарным усилиям Российской Федерации по оказанию помощи сирийскому народу", о "развитии взаимоотношений в военной и военно-технической сферах" и даже о "вопросах безопасности в регионе", но ни слова о главной его опасности, нагорно-карабахском конфликте, и путях его решения.

Накануне президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов, комментируя "Вестнику Кавказа" переговоры Шойгу с азербайджанским коллегой Закиром Гасановым в Баку, отметил, что "визит министра обороны России Сергея Шойгу в Азербайджан является продолжением той активной посреднической работы в урегулировании нагорно-карабахского конфликта, которой занимается Москва с апреля этого года". И это так - и российские, и азербайджанские средства массовой информации не преминули отметить, что одной из главных тем беседы Ильхама Алиева и Сергея Шойгу, да и переговоров двух силовиков, был вопрос нагорно-карабахского урегулирования. И как-то не верится, что после вчерашнего визита переговоры министров обороны России и Армении не затрагивали эту тему вообще. Зачем промолчали о Карабахе, "Вестник Кавказа" поинтересовался у наших экспертов.

Эта тема действительно может быть закрыта для СМИ, - предположил политический аналитик, кандидат исторических наук Олег Кузнецов. "По большому счету, вопросы внешней политики - это не компетенция министра обороны. Поэтому я не думаю, что Сергей Шойгу может быть уполномочен для того, чтобы вести переговоры именно в данном контексте. Скорее всего, у него в компетенции как министра обороны - вопросы ОДКБ, вопросы исполнения оружейного контракта или оружейного кредита на $200 млн, о котором мы все с вами прекрасно знаем. Кроме того, сейчас Армения формально председательствует в ОДКБ, а значит, есть есть много военно-технических вопросов, которые относятся к ее компетенции", - рассказал эксперт.

"Также не стоит забывать, что было подписано соглашение о создании совместной системы противовоздушной, противоракетной обороны. Поэтому вполне возможно, что и этот вопрос мог быть на повестке дня данной встречи. К тому же, ни для кого не секрет, что Россия приблизилась по лимиту военнослужащих на 102-й базе в Гюмри до потолка пребывания там, установленного межправительственными соглашениями о численности контингента. И может быть, если Россия каким-то образом хочет участвовать в эвентуальной миротворческой операции после политического разрешения нагорно-карабахского конфликта, то миротворческий контингент фактически негде размещать. В числе вопросов военно-технического сотрудничества, конечно же, - совместная авиационная группировка", - предположил Олег Кузнецов.

"К тому же не так давно закончились Армейские игры на полигоне Монино в Подмосковье. Вполне возможно, что эти соревнования показали не очень хорошую выучку армянских военнослужащих, и это может стать предметом дополнительной головной боли для именно министра обороны РФ. Получается, есть слишком большой круг вопросов, именно относящийся к компетенции Сергея Шойгу в соответствии с его должностью, в соответствии с его постом, которые никак не затрагивают вопросов политики, а в большей степени они касаются военно-технического, военно-организационного сотрудничества. И я думаю, что Нагорный Карабах в принципе не обсуждался, потому что любое затрагивание этой темы со стороны российского министра обороны чревато серьезными политическими последствиями", - считает аналитик.

"Ни для кого не секрет, что "Армия обороны Карабаха" - это незаконное вооруженное формирование с точки зрения РФ, и даже если оно каким-то образом интегрировано в структуру вооруженных сил Республики Армения, это не значит, что другие члены ОДКБ будут с этим как-то мириться и признавать ту ситуацию, которая существует де-факто. Я думаю, что Шойгу в принципе в соответствии с должностью не был уполномочен вести переговоры по Нагорному Карабаху, поэтому этого вопроса в итоговых документах и нет", - заключил Олег Кузнецов.

В свою очередь, ведущий эксперт Политологического центра "Север-Юг" Александр Караваев высказал иную точку зрения. "Как тема, несомненно, одной из проблем взаимодействия двух ведомств, и как тема вообще для переговоров между Минобороны России и Армении, Карабах, конечно, никуда не мог деться, он наверняка был. То есть чисто технически, можно так сказать, этот вопрос обойти невозможно, учитывая роль российского военного ведомства в большинстве процессов, которые идут вокруг Карабаха, именно связанных с военным регулированием и с боевым взаимодействием Армении и Азербайджана. А по какой причине эту тему решили не упоминать в итоговых брифингах и "упаковать" в общий перечень других общих тем взаимодействия, которые присутствуют по линии ОДКБ между Россией и Арменией и по линии двустороннего взаимодействия, здесь, конечно, можно только догадываться", - поведал аналитик.

"На самом деле, мне кажется, таково решение, которое принималось на уровне администрации президента Армении и пресс-службы Министерства обороны. Видимо, по какой-то понятной лишь им причине в итоговых резолюциях вопрос Карабаха вообще не возник. Наверное, одна из версий могла бы быть такой, что они решили просто не провоцировать лишний раз наблюдателей на какие-то критические выводы в адрес российского урегулирования карабахской проблемы. Только в этом может быть какая-то более или менее логичная причина. Только исходя из каких-то соображений такого свойства, именно связанных с комментариями, острыми публикациями и общим накалом страстей вокруг карабахского конфликта, может быть объяснено то, что эта тема не упомянута в итоговых пресс-релизах. Наш сайт Минобороны давал достаточно скупую информацию, и на брифинге журналисты не задавали вопрос по этому поводу. Это очень интересно, интересно как факт. Как разумно прокомментировать это, наверное, только чтобы снизить накал страстей и лишний раз не провоцировать журналистское сообщество Армении к каким-то острым, критичным выводам в адрес российского спонсорства урегулирования", - предположил ведущий эксперт Политологического центра "Север-Юг".

Впрочем, у политолога есть еще одна версия. "Возможно, что все-таки это инициатива с российской стороны в желании ограничиться в рамках этой встречи обсуждением только вопросов военно-технического сотрудничества с Арменией. И действительно возможно, что с глазу на глаз они могли, конечно, обсудить на своем уровне без каких-то обязательств ситуацию в Карабахе. Но Шойгу не везет с собой никаких инициатив и никаких публичных высказываний по этой проблеме. Получается, что решили не смешивать одно с другим, развести темы военно-технического сотрудничества и собственно вопросы карабахского урегулирования. И поэтому Москва, российская делегация могла в принципе даже попросить в каком-то смысле, чтобы этой темы официально не касались. Такая версия имеет право на существование", - заключил Александр Караваев.

19930 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ