Вестник Кавказа

Религиозные свободы на Южном Кавказе

Орхан Саттаров, руководитель европейского бюро "Вестника Кавказа"
Опубликованный 13 сентября Госдепом США очередной доклад по состоянию религиозных свобод в различных странах мира можно воспринимать по-разному. Отчет охватывает временной промежуток с июля по декабрь 2010 года. С его выводами можно соглашаться, их можно оспаривать или вовсе игнорировать. В некоторых случаях вызывает определенное сомнение достоверность источников, на которые ссылается Госдепартамент, приводя конкретные примеры ограничения религиозных свобод в странах региона. Но, безусловно, в целом собранные американскими дипломатами факты и выводы дают нам возможность составить более подробную картину религиозной ситуации в странах южно-кавказского региона.

Госдеп США отмечает в начале своего отчета по Азербайджану, что в стране в сфере обеспечения религиозной свободы имеют место некоторые негативные тенденции. К этим тенденциям американские дипломаты причисляют запрет на ношение хиджаба ученицами начальных и средних школ, который был введен с целью сохранения светской обстановки в школах, а также ужесточение штрафов за нарушение законов, регулирующих религиозную деятельность. Касательно так называемого запрета на ношение хиджаба в школах, в другом параграфе доклада отмечается, что он не был подкреплен ни президентским декретом, ни парламентскими дебатами, и, соответственно, не был принят на законодательном уровне, а представляет собой лишь устное заявление, сделанное министром образования во время общения с прессой. В докладе также говорится, что этот запрет не применяется последовательно по всей стране, и решение вопроса на практике оставлено на усмотрение директоров школ.

В отчете по Азербайджану также отмечается, что остаются закрытыми ряд мечетей, а для некоторых религиозных организаций создаются искусственные препоны в процессе перерегистрации. Также сохраняется жесткий контроль за религиозной литературой, поступающей в страну. В качестве позитивных развитий в отчете говорится об открытии учебного центра для еврейских детей в Хатаинском районе Баку и регистрации 175 религиозных групп.

Во всех трех странах Южного Кавказа Госдепом упоминаются проблемы, связанные с функционированием религиозных меньшинств. В этом контексте особенно часто фигурирует христианская религиозная организация "Свидетели Иеговы", члены которой чаще сталкиваются с проблемами. Как в Армении, так и в Азербайджане ее члены регулярно привлекаются к уголовной ответственности за уклонение от службы в армии. К примеру, хоть в конституции Азербайджана и предусмотрена возможность прохождения альтернативной службы, парламентом страны в связи с нерешенностью нагорно-карабахского конфликта так и не принят соответствующий закон. В Армении, на момент 31 декабря 2010 года, за уклонение от службы в тюрьме находились 73 члена "Свидетелей Иеговы". Несмотря на то, что в Армении на законодательном уровне предусмотрена возможность прохождения альтернативной гражданской службы, члены "Свидетелей Иеговы" отказываются от нее, протестуя против того, что административный контроль над учреждениями, где проходит альтернативная служба, также находится в руках военных, отмечается в отчете.

"Свидетели Иеговы" в Армении также не имеют возможности арендовать места для проведения ежегодных собраний, так как их владельцы подвергаются давлению со стороны армянской церкви и правоохранительных органов. С аналогичными проблемами сталкиваются и их единоверцы в Грузии - согласно заявлениям лидеров "Свидетелей Иеговы" в Грузии, им не сдают в аренду помещения, вмещающие в себя более 200 человек. Между тем, в вопросе со службой в армии Грузия оказалась либеральнее, чем Армения и Азербайджан: те, кто не могут служить в силу религиозных убеждений, записываются в резерв. «Были единичные случаи, когда в местах лишения свободы у представителей религиозных меньшинств возникали проблемы. В частности, речь идет о запоздалом лицензировании заявок представителей религиозных меньшинств. В целом же, власти соблюдают принципы свободы вероисповедания как на законодательном уровне, так и практически», - говорится в отчете по Грузии. В то же время, до сих пор не нашли своего решения системные проблемы, связанные с требованиями религиозных меньшинств о возвращении им церквей и регистрацией религиозных групп.

В отчете Госдепа говорится о роли религии в странах в целом. Так, в Азербайджане мусульманская идентичность у большинства населения базируется, скорее, на культурной и этнической принадлежности, нежели религиозной. Среди мусульманского населения Азербайджана количество верующих, соблюдающих религиозные обряды, относительно невелико. В то же время, наблюдается постепенный рост числа практикующих мусульман. В Армении принадлежность к армянской церкви является важной составляющей национальной идентификации людей. Более того, в конституции страны за армянской церковью закреплена эксклюзивная роль в государстве.

В целом, из отчета видно, что во всех трех стран региона наблюдается негативное отношение к деятельности миссионерских организаций и сект - как со стороны государства, так и со стороны общества. В Азербайджане, помимо этого, не хотят допустить политизации ислама и усиления радикальных мусульманских группировок, чем и объясняется строгость законодательства по отношению к зарубежному миссионерству.

Также стоит отметить, что в отчетах Госдепа США вновь отражена принципиальная позиция страны по территориальным конфликтам на Южном Кавказе - США продолжают поддерживать территориальную целостность Азербайджана и Грузии. Так, Госдепартамент включил отчет о свободе религии в Карабахе в раздел об Азербайджане, недвусмысленно назвав его азербайджанской провинцией. Абхазия и Южная Осетия были, в свою очередь, отнесены к Грузии и обозначены как оккупированные территории.

Это, повторим, взгляд из Вашингтона. Точнее, оценка соответствия политики властей стран Южного Кавказа в вопросе религиозных свобод американским стандартам и требованиям. Однако, нельзя не заметить, что эти стандарты нередко входят в клинч с объективной реальностью Южного Кавказа, где религия выступает в качестве инструмента политического влияния различных групп как внутри, так и за пределами страны. Такое игнорирование объективных реалий в отчетах Госдепартамента, и, как следствие, однобокая или вовсе ошибочная, с точки зрения критикуемых государств, трактовка фактов, часто становится причиной раздражения в этих странах. К примеру, российский МИД уже успел огрызнуться, назвав очередной доклад Госдепа США по религиозным свободам в стране тенденциозным и непроработанным. Официальный представитель российского МИД, Алексей Лукашевич, пожаловался, что «из года в год эксперты, которые готовят начинку этого доклада, пользуются одним и тем же набором претензий, особенно не давая себе труда глубоко вникать в особенности межконфессиональных отношений в Российской Федерации». Реакции на эти оценки из южнокавказских столиц пока не последовало, соответствующие ведомства изучают документы.
27825 просмотров