Опубликованный 13 сентября Госдепом США очередной доклад по состоянию религиозных свобод в различных странах мира можно воспринимать по-разному. Отчет охватывает временной промежуток с июля по декабрь 2010 года. С его выводами можно соглашаться, их можно оспаривать или вовсе игнорировать. В некоторых случаях вызывает определенное сомнение достоверность источников, на которые ссылается Госдепартамент, приводя конкретные примеры ограничения религиозных свобод в странах региона. Но, безусловно, в целом собранные американскими дипломатами факты и выводы дают нам возможность составить более подробную картину религиозной ситуации в странах южно-кавказского региона.
Госдеп США отмечает в начале своего отчета по Азербайджану, что в стране в сфере обеспечения религиозной свободы имеют место некоторые негативные тенденции. К этим тенденциям американские дипломаты причисляют запрет на ношение хиджаба ученицами начальных и средних школ, который был введен с целью сохранения светской обстановки в школах, а также ужесточение штрафов за нарушение законов, регулирующих религиозную деятельность. Касательно так называемого запрета на ношение хиджаба в школах, в другом параграфе доклада отмечается, что он не был подкреплен ни президентским декретом, ни парламентскими дебатами, и, соответственно, не был принят на законодательном уровне, а представляет собой лишь устное заявление, сделанное министром образования во время общения с прессой. В докладе также говорится, что этот запрет не применяется последовательно по всей стране, и решение вопроса на практике оставлено на усмотрение директоров школ.
В отчете по Азербайджану также отмечается, что остаются закрытыми ряд мечетей, а для некоторых религиозных организаций создаются искусственные препоны в процессе перерегистрации. Также сохраняется жесткий контроль за религиозной литературой, поступающей в страну. В качестве позитивных развитий в отчете говорится об открытии учебного центра для еврейских детей в Хатаинском районе Баку и регистрации 175 религиозных групп.
Во всех трех странах Южного Кавказа Госдепом упоминаются проблемы, связанные с функционированием религиозных меньшинств. В этом контексте особенно часто фигурирует христианская религиозная организация "Свидетели Иеговы", члены которой чаще сталкиваются с проблемами. Как в Армении, так и в Азербайджане ее члены регулярно привлекаются к уголовной ответственности за уклонение от службы в армии. К примеру, хоть в конституции Азербайджана и предусмотрена возможность прохождения альтернативной службы, парламентом страны в связи с нерешенностью нагорно-карабахского конфликта так и не принят соответствующий закон. В Армении, на момент 31 декабря 2010 года, за уклонение от службы в тюрьме находились 73 члена "Свидетелей Иеговы". Несмотря на то, что в Армении на законодательном уровне предусмотрена возможность прохождения альтернативной гражданской службы, члены "Свидетелей Иеговы" отказываются от нее, протестуя против того, что административный контроль над учреждениями, где проходит альтернативная служба, также находится в руках военных, отмечается в отчете.
"Свидетели Иеговы" в Армении также не имеют возможности арендовать места для проведения ежегодных собраний, так как их владельцы подвергаются давлению со стороны армянской церкви и правоохранительных органов. С аналогичными проблемами сталкиваются и их единоверцы в Грузии - согласно заявлениям лидеров "Свидетелей Иеговы" в Грузии, им не сдают в аренду помещения, вмещающие в себя более 200 человек. Между тем, в вопросе со службой в армии Грузия оказалась либеральнее, чем Армения и Азербайджан: те, кто не могут служить в силу религиозных убеждений, записываются в резерв. «Были единичные случаи, когда в местах лишения свободы у представителей религиозных меньшинств возникали проблемы. В частности, речь идет о запоздалом лицензировании заявок представителей религиозных меньшинств. В целом же, власти соблюдают принципы свободы вероисповедания как на законодательном уровне, так и практически», - говорится в отчете по Грузии. В то же время, до сих пор не нашли своего решения системные проблемы, связанные с требованиями религиозных меньшинств о возвращении им церквей и регистрацией религиозных групп.
В отчете Госдепа говорится о роли религии в странах в целом. Так, в Азербайджане мусульманская идентичность у большинства населения базируется, скорее, на культурной и этнической принадлежности, нежели религиозной. Среди мусульманского населения Азербайджана количество верующих, соблюдающих религиозные обряды, относительно невелико. В то же время, наблюдается постепенный рост числа практикующих мусульман. В Армении принадлежность к армянской церкви является важной составляющей национальной идентификации людей. Более того, в конституции страны за армянской церковью закреплена эксклюзивная роль в государстве.
В целом, из отчета видно, что во всех трех стран региона наблюдается негативное отношение к деятельности миссионерских организаций и сект - как со стороны государства, так и со стороны общества. В Азербайджане, помимо этого, не хотят допустить политизации ислама и усиления радикальных мусульманских группировок, чем и объясняется строгость законодательства по отношению к зарубежному миссионерству.
Также стоит отметить, что в отчетах Госдепа США вновь отражена принципиальная позиция страны по территориальным конфликтам на Южном Кавказе - США продолжают поддерживать территориальную целостность Азербайджана и Грузии. Так, Госдепартамент включил отчет о свободе религии в Карабахе в раздел об Азербайджане, недвусмысленно назвав его азербайджанской провинцией. Абхазия и Южная Осетия были, в свою очередь, отнесены к Грузии и обозначены как оккупированные территории.
Это, повторим, взгляд из Вашингтона. Точнее, оценка соответствия политики властей стран Южного Кавказа в вопросе религиозных свобод американским стандартам и требованиям. Однако, нельзя не заметить, что эти стандарты нередко входят в клинч с объективной реальностью Южного Кавказа, где религия выступает в качестве инструмента политического влияния различных групп как внутри, так и за пределами страны. Такое игнорирование объективных реалий в отчетах Госдепартамента, и, как следствие, однобокая или вовсе ошибочная, с точки зрения критикуемых государств, трактовка фактов, часто становится причиной раздражения в этих странах. К примеру, российский МИД уже успел огрызнуться, назвав очередной доклад Госдепа США по религиозным свободам в стране тенденциозным и непроработанным. Официальный представитель российского МИД, Алексей Лукашевич, пожаловался, что «из года в год эксперты, которые готовят начинку этого доклада, пользуются одним и тем же набором претензий, особенно не давая себе труда глубоко вникать в особенности межконфессиональных отношений в Российской Федерации». Реакции на эти оценки из южнокавказских столиц пока не последовало, соответствующие ведомства изучают документы.
Религиозные свободы на Южном Кавказе
Орхан Саттаров, руководитель европейского бюро "Вестника Кавказа"
27825 просмотров
реклама