Вестник Кавказа

Израиль-Турция: отношения обостряются

Пётр Люкимсон, Израиль
Драматическое заявление премьер-министра Турции Раджипа Таийпа Эрдогана о полном разрыве военных и торговых отношений с Израилем ознаменовало новый виток напряженности в отношениях между двумя странами. Стоит заметить, что хотя затем турецкий премьер внес специальное уточнение, что речь идет о разрыве отношений лишь на государственном уровне и не касается частного бизнеса, в Израиле это поняли не сразу и потому отнеслись к заявлению Эрдогана с необычайной серьезностью.

На экстренных заседаниях, проведенных в торговой палате Турция-Израиль, в министерстве торговли и промышленности и других ведомствах Израиля отмечалось, что, безусловно, этот шаг Турции наносит серьезный удар по израильской экономике. В последний год израильско-турецкий торговый оборот увеличился на 26%, и за первое полугодие 2011 года общий товарооборот между странами составил 2,335 млрд долларов. Причем значительную часть турецкого импорта в Израиль составили цемент, мрамор и другие стройматериалы, изделия ширпотреба и продукты питания на сумму 1,25 млрд долларов. Израильский импорт в Турцию, в свою очередь, составил 1,1 млрд дол. год, и среди поставляемых Израилем товаров числятся танки, станки, различное оборудование для военной и гражданской авиации, оптические приборы и т.д.

Кроме того, и в Турции, и в Израиле есть немало совместных предприятий и совместных проектов, в которых заняты сотни израильтян и тысячи граждан Турции – например, совместный завод по производству ковров «Кармель», совместные предприятия по производству различных товаров бытовой и картонажной промышленности, совместный проект израильского банка «Апоалим» и турецкого банка «Позитив» и т.д.

В ходе вышеназванных заседаний отмечалось, что отказ Турции от уже налаженных связей с Израилем и разрыв уже подписанных контрактов может временно, до того, как Турции будет найдена достойная замена, ударить по израильской экономике. Но прежде всего, считают эксперты, Турция нанесет этими действиями удар по самой себе. Во-первых, отказ от второго по важности после Италии экономического партнера скажется на турецкой экономике, а, во-вторых, подобные заявления Эрдогана подрывают доверие к Турции со стороны международных деловых и финансовых кругов.

Насколько верны эти оценки покажет время. Тем более, как уже было сказано, заявление Эрдогана касается лишь госзаказов (то есть, по сути дела, сделок о продаже оружия) и не распространяется на частный бизнес, что позволяет предпринимателям обеих стран сохранить деловые и дружеские связи.

Эрдоган подтвердил, что Турция окажет всемерную поддержку в ООН в провозглашении в одностороннем порядке палестинского государства и подтвердил свое намерение посетить Газу. Вдобавок турецкий премьер назвал Израиль «избалованным ребенком, считавшим, что он может делать все, что ему заблагорассудится», и заявил, что «с этим положением пора кончать». Эрдоган отверг выводы комиссии Дж. Палмера, которые, по его словам, «не имеют никакого значения для Турции».

В Израиле же считают, что демарш Эрдогана, как и другие последние недружественные шаги Турции (изгнание в течение 48 часов израильских дипломатов; унизительный досмотр израильских бизнесменов в Стамбульском аэропорту и т.д.) были вполне ожидаемы. Власти Израиля считают, что речь идет о стратегическом курсе Турции, а точнее, ее лидера на разрыв отношений с Израилем, и все эти шаги никак не связан с гибелью 9 турецких граждан на судне «Мави-Мармара». Вместе с тем в министерстве обороны Израиля считают, что многосторонние связи межу двумя странами настолько велики, что говорить о полном разрыве отношений между ними не приходится и надо просто дождаться «лучших времен», когда они будут восстановлены в прежнем объеме.
22305 просмотров