Вестник Кавказа

Азербайджанская нефть: исторический экскурс

Исмаил Агакишиев, руководитель Центра кавказоведения при Российском государственном гуманитарном университете
Привлечение западного капитала в экономику СССР, в частности в нефтяную промышленность Азербайджана, стало велением времени (конца 1980-1990-х годов) и было обусловлено экономической необходимостью. Без крупных валютных вложений и мировой передовой технологии добыча углеводородов со дна Каспийского моря оставалась несбыточной мечтой. Позднее, после распада СССР, обвинения отдельных политологов в адрес Азербайджана в сепаратизме при осуществлении этой задачи не имели никаких реальных оснований. Однако путь осуществления этого решения руководство видело в создании совместных предприятий. Переговоры с международными нефтяными компаниями интенсивно велись как центральным, так и республиканским руководством. Сложность ведения переговоров состояла в том, что не была проведена реформа финансовой системы, и международные нефтяные компании не могли рассчитывать на гарантии первоклассных международных банков. Советская международная система не была интегрирована в финансовую систему стран Западной Европы и США. Трудности Муталлибов объяснял тем, что партнеры идут на риск, так как «наше государство не может обеспечить международные нефтяные компании банковскими кредитами: приходится договариваться на основе джентльменского соглашения и гарантий авторитета президентской власти».

Происходили перемены и в государственном устройстве республики. Изменилась госсимволика – знаменем Азербайджана стал трехцветный (синий, зеленый, красный) флаг Азербайджанской Демократической Республики, просуществовавшей всего 24 месяца и павшей 28 апреля 1920 г. после «освобождения» Баку XI Красной армией. Из названия страны к марту 1991 года были изъяты слова «союзная советская» и она стала называться Азербайджанской Республикой.

К весне 1991 года нефть и газ не имели еще решающего значения в экономике Азербайджана. Топливно-энергетический комплекс составлял 18,4%, а химическая и нефтехимическая промышленность - 9,8% в экспорте республики. Без инвестиций в нефтяную и газовую промышленность и без крупных валютных поступлений, получаемых с будущей реализации, преодоление экономического кризиса считалось невозможным.

5 июля 1990 года на заседании палаты Верховного Совета СССР было принято Основное законодательство об иностранных инвестициях. Этот правовой акт представлял иностранным инвесторам национальный режим, то есть не менее благоприятные правовые условия по сравнению с советскими предприятиями, и содержал развитую систему возможных гарантий иностранных капиталовложений. Согласно этому закону на территории СССР разрешалось создание предприятий со 100-процентным иностранным участием. Это было существенным изменением в законодательной и экономической политике. Государство сделало качественный скачок в решении, допускающем иностранные компании к созданию совместных компаний и предприятий со 100-процентным иностранным участием. Разрешалось создание дочерних фирм и филиалов, но их доля не должна была превышать 50%.

Закон также представлял иностранным вкладчикам право экспорта и импорта без лицензий и освобождал их от оплаты таможенных пошлин на импорт и налога на экспорт. Этим утверждался в экономике принцип либерализации в пользу иностранных компаний. Все это должно было способствовать, по мнению руководства страны Советов, реализации стратегического экономического курса страны, основу которого составляло привлечение инвестиций. Председатель Совета Министров СССР В.С. Павлов утверждал: «Привлечение иностранных инвестиций в советскую экономику было для страны стратегическим курсом».

Крупные нефтяные компании США после провозглашения Горбачевым политики «перестройки» активизировали политику в целях участия в нефтяной экономике СССР. Первые плоды своей деятельности эти компании стали получать в 1990 году. По свидетельству вице-президента нефтяной корпорации «Континент ойл компании» («Коноко») М.Дж. Питера его компания подписала с советской стороной три предварительных соглашения по разведке нефти и природного газа в Советском Союзе. Проекты, разрабатываемые «Коноко» совместно с рядом советских ведомств, включая оценку объема и освоение путем создания совместных предприятий месторождений Тимоно-Печерского бассейна на севере европейского части СССР, Западно-Сибирского бассейна и Штокманского газового месторождения.

Сотрудничество в области нефтяной промышленности между советскими нефтяниками и крупными международными корпорациями к 1990 году было обоюдным. С начала мая бакинцы, капитан корабля «Нефтегаз-62» и старший механик этого судна Аслан Гасымов, обслуживали морские буровые фирмы «Б.Ю.Ю.», входившие в крупную нефтяную корпорацию «Шелл». Экипаж, возглавляемый ими, в основном состоял из советских дальневосточников. Судно «Нефтегаз-62» принадлежало «Каспнефтьфлоту». По заключенному соглашению грузовое судно «Нефтегаз-62» находилось в Северном море у берегов Шотландии и зарабатывало валюту для приобретения зарубежного оборудования и запасных частей. «Шелл», удовлетворенный качеством работ морского судна, заключил контракт на сдачу в наем и других судов «Каспнефтьфлота».

В области энергетики СССР сотрудничал не только с европейскими странами, но и с Ираном. Из Ирана в СССР, (в частности в АзССР) поставлялся газ. В апреле 1990 года после десятилетнего перерыва в течение одного дня возобновилась поставка природного газа по договоренности иранской национальной газовой компании и всесоюзного объединения «Союзгазэкспорт». Газопровод из Ирана в Азербайджан был проведен в 1970 году по Астаре, разделившей его на советскую и иранскую.

По контракту, заключенному партнерами в рамках межправительственного соглашения о взаимной торговле между Советским Союзом и Исламской Республикой Иран, в СССР должно было поставляться в течение 15 лет ежегодно 3 млрд кубометров топлива. Для обеспечения бесперебойной подачи газа в Закавказье концерн «Газпром» произвел проводку газопровода Масалы – Кази - Магомед протяженностью 125 километров. Новый газопровод намечался как продолжение второй нитки магистрали, соединяющей Астаринскую газораспределительную и Кази-Магомедскую газокомпрессорную станции.

СССР в условиях отсутствия валютных средств договорился с Ираном о получении природного газа на более выгодных бартерных условиях. Москва обязалась оказать Тегерану помощь в строительстве энергетических объектов, расширении металлургического комбината в Исфагане и возведении других промышленных предприятий. Поставленный из Ирана природный газ, как отмечал генеральный директор производственного объединения «Азтрансгаз» Тариэл Гуссейнов, планировалось использовать «для покрытия почти вдвое возросшей потребности населения и промышленных предприятий республики».

Причиной возобновления поставок природного газа из Ирана было снижение добычи голубого топлива на морских месторождениях Каспия. Другая причина – нехватка мощностей для транспортировки газа в регионы из восточных районов страны. Увеличение поставок позволило бы газифицировать горные районы, самые дальние села. Еще одно преимущество функционирования газопровода из Ирана в СССР – возможность перевода на природный газ части электростанций Азербайджана. Газ должен был заменить используемый тогда сернистый мазут. В то время руководство республики (в условиях отсутствия внутреннего и внешнего рыночного механизма) не могло реализовывать мазут и получать большую экономическую выгоду от замены его на электростанциях, но замена одного энергоресурса другим улучшила экологическую ситуацию.
Продолжение следует
25640 просмотров