Трехстороннее мирное соглашение знаменует конец того "Нагорного Карабаха", каким мы его знаем. Больше не существует эмпирического "Нагорного Карабаха", который соответствовал бы его часто используемому географически-политическому или правовому ярлыку. Этнические армяне теперь получат те же культурные и языковые права, что и другие меньшинства в Азербайджане, пишет научный сотрудник Гисенского университета имени Юстуса Либиха Фарид Гулиев в материале The End of the "Nagorno-Karabakh" Region? для научного журнала Global Policy, выпускаемого при Даремском университете.
Перемирие, подписанное между Арменией, Азербайджаном и Россией 9 ноября, положило конец боевым действиям между армянскими и азербайджанскими силами. Недавней эскалации конфликта, которая началась 27 сентября и длилась шесть недель, предшествовало почти три десятилетия тщетных переговоров при посредничестве ОБСЕ.
Согласно условиям соглашения, Азербайджан закрепил за собой территориальные приобретения в четырех южных районах, прилегающих к Нагорному Карабаху (Физулинский, Джебраильский, Зангиланский, Губадлинский), а также части самого Нагорного Карабаха, включая Суговушан на северо-востоке, Агаоглан (Гадрут) на юго-востоке и культурный центр исторического Карабаха - город Шушу. Армения согласилась вывести войска из трех остальных районов - Кельбаджарского, Агдамского и Лачинского (за исключением Лачинского коридора шириной 5 километров) и передать эти территории Азербайджану до 1 декабря. Вдоль линии соприкосновения в Нагорном Карабахе и вдоль Лачинского коридора развертывается российский миротворческий контингент, кроме того будет построена новая дорога, которая соединит Ханкенди с Арменией в обход Шуши. Армянские вооруженные силы и техника будут заменены российскими миротворцами.
Три причины, по которым новое соглашение делает понятие "Нагорный Карабах" устаревшим:
Во-первых, территориальный аспект. Территории, которые Армения возвращает Азербайджану после военных потерь, значительны. Пересмотр границ сокращает самопровозглашенную "Нагорно-Карабахскую Республику (НКР)", включавшую в себя Нагорный Карабах и семь прилегающих к нему районов Азербайджана, примерно до 30% от ее прежнего размера. Новый статус-кво также уменьшает размер бывшей советской административной единицы под названием Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) - региона, который пытались отделить от Азербайджана и присоединить к Армении в конце 1980-х годов.
Никем не признанная, даже самой Арменией, "НКР", возникла в результате слияния бывшей советской НАКО с семью прилегающими районами Азербайджана и этнической чистки азербайджанского населения. Цель состояла в том, чтобы создать моноэтническое армянское государство или провинцию, лишенную какой-либо другой этнической группы, такую, которую премьер-министр Армении Пашинян в недавнем интервью назвал "землей армян". Четыре из семи прилегающих районов были возвращены азербайджанской армией, а Агдам - район с 99% азербайджанским населением до войны, который теперь превратился в город-призрак - был передан Азербайджану в минувшие выходные.
Из-за сдвига границ понятие "Нагорный Карабах" становится устаревшим как физически, так и юридически. Популярная точка зрения, согласно которой Нагорный Карабах, в основном, армянский, "был включен" Сталиным в состав Азербайджанской Советской Республики, не только вводит в заблуждение, но и является исторически неточной. В начале 1920-х годов в Карабахе - большей территории, чем его "нагорная" (или горная) часть - большинство населения составляли азербайджанцы. Нагорный Карабах был искусственно выделен для создания "области" с этническим армянским большинством. В постановлении Кавказского бюро от 5 июля 1921 года - печально известном "решении Сталина" (за которое сам Сталин даже не голосовал) - говорилось, что из-за экономических связей между равнинными и высокогорными районами исторического Карабаха "горный Карабах должен оставаться в составе Азербайджанской ССР" (см. Одри Альтштадт, "Азербайджанские турки", 1992, стр. 118). Решение отделить горную часть Карабаха от равнины и сформировать анклав с преобладанием этнических армян в пределах Азербайджана было принято руководством Компартии Азербайджана, в которой в то время доминировали этнические армяне и русские.
В 1922 году Компартия Азербайджана учредила комиссию для определения формы и статуса так называемого "Нагорного Карабаха", в котором не было ни одного представителя этнического азербайджанца. Эта комиссия решила выделить горные районы Карабаха в отдельную административную единицу от остальной исторической части Карабаха по этническому принципу, и, таким образом, из территории Азербайджана была выделена Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО).
Теперь военное поражение Армении сократило территорию бывшей НКАО до гораздо меньших размеров, фактически до менее чем трети территории, контролируемой армянскими сепаратистскими властями до начала войны.
Во-вторых, в военном отношении новые границы не только сокращают территорию бывшей так называемой "НКР", но и изолируют ее от непосредственной границы с Арменией. После пересмотра границ районы, населенные этническими армянами, будут окружены и размещены намного глубже в пределах азербайджанской территории. Меньшие размеры также затрудняют переброску и транспортировку военной техники армянскими сепаратистами.
Потеряв стратегически расположенную Шушу, армянские сепаратисты станут гораздо более уязвимыми для любых попыток пересмотра границ с помощью военной силы. Стратегическое расположение Шуши предотвращает наращивание военного присутствия в Ханкенди, который находится в 10 км к северу.
В-третьих, юридически в соглашении ничего не говорится о будущем статусе армянского сепаратистского образования, а министр иностранных дел России Лавров заявил, что в настоящее время статус Нагорного Карабаха "не определен". Это означает, что резолюции СБ ООН, подтверждающие территориальную целостность Азербайджана, остаются в силе.
Президент России Владимир Путин недавно заявил, что с точки зрения международного права Нагорный Карабах и прилегающие к нему районы признаны "неотъемлемой частью Азербайджанской Республики". Право местных этнических армян на самоопределение представляется сомнительным. Авторитет бывшего главы сепаратистов Араика Арутюняна не был признан до войны, и его будущий статус также остается неопределенным. Все это оставляет Баку единственным легитимным и законным владельцем карабахских земель. Азербайджан, в свою очередь, упразднил автономный статус Нагорного Карабаха в 1991 году, так что технически "Нагорный Карабах" прекратил свое существование 30 лет назад.
Вместо территориально разграниченной автономии этнические армяне будут пользоваться тем же статусом и правами, что и другие группы этнических меньшинств в Азербайджане, включая полный спектр культурных и языковых прав. Диапазон таких культурных прав может быть расширен, а объекты культурного наследия будут находиться под защитой.