Вестник Кавказа

Конец того "Нагорного Карабаха", каким мы его знаем?

Global Policy
Конец того "Нагорного Карабаха", каким мы его знаем?

Трехстороннее мирное соглашение знаменует конец того "Нагорного Карабаха", каким мы его знаем. Больше не существует эмпирического "Нагорного Карабаха", который соответствовал бы его часто используемому географически-политическому или правовому ярлыку. Этнические армяне теперь получат те же культурные и языковые права, что и другие меньшинства в Азербайджане, пишет научный сотрудник Гисенского университета имени Юстуса Либиха Фарид Гулиев в материале The End of the "Nagorno-Karabakh" Region? для научного журнала Global Policy, выпускаемого при Даремском университете.

Перемирие, подписанное между Арменией, Азербайджаном и Россией 9 ноября, положило конец боевым действиям между армянскими и азербайджанскими силами. Недавней эскалации конфликта, которая началась 27 сентября и длилась шесть недель, предшествовало почти три десятилетия тщетных переговоров при посредничестве ОБСЕ.

Согласно условиям соглашения, Азербайджан закрепил за собой территориальные приобретения в четырех южных районах, прилегающих к Нагорному Карабаху (Физулинский, Джебраильский, Зангиланский, Губадлинский), а также части самого Нагорного Карабаха, включая Суговушан на северо-востоке, Агаоглан (Гадрут) на юго-востоке и культурный центр исторического Карабаха - город Шушу. Армения согласилась вывести войска из трех остальных районов - Кельбаджарского, Агдамского и Лачинского (за исключением Лачинского коридора шириной 5 километров) и передать эти территории Азербайджану до 1 декабря. Вдоль линии соприкосновения в Нагорном Карабахе и вдоль Лачинского коридора развертывается российский миротворческий контингент, кроме того будет построена новая дорога, которая соединит Ханкенди с Арменией в обход Шуши. Армянские вооруженные силы и техника будут заменены российскими миротворцами.

Три причины, по которым новое соглашение делает понятие "Нагорный Карабах" устаревшим: 

Во-первых, территориальный аспект. Территории, которые Армения возвращает Азербайджану после военных потерь, значительны. Пересмотр границ сокращает самопровозглашенную "Нагорно-Карабахскую Республику (НКР)", включавшую в себя Нагорный Карабах и семь прилегающих к нему районов Азербайджана, примерно до 30% от ее прежнего размера. Новый статус-кво также уменьшает размер бывшей советской административной единицы под названием Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) - региона, который пытались отделить от Азербайджана и присоединить к Армении в конце 1980-х годов.

Никем не признанная, даже самой Арменией, "НКР", возникла в результате слияния бывшей советской НАКО с семью прилегающими районами Азербайджана и этнической чистки азербайджанского населения. Цель состояла в том, чтобы создать моноэтническое армянское государство или провинцию, лишенную какой-либо другой этнической группы, такую, которую премьер-министр Армении Пашинян в недавнем интервью назвал "землей армян". Четыре из семи прилегающих районов были возвращены азербайджанской армией, а Агдам - район с 99% азербайджанским населением до войны, который теперь превратился в город-призрак - был передан Азербайджану в минувшие выходные.

Из-за сдвига границ понятие "Нагорный Карабах" становится устаревшим как физически, так и юридически. Популярная точка зрения, согласно которой Нагорный Карабах, в основном, армянский, "был включен" Сталиным в состав Азербайджанской Советской Республики, не только вводит в заблуждение, но и является исторически неточной. В начале 1920-х годов в Карабахе - большей территории, чем его "нагорная" (или горная) часть - большинство населения составляли азербайджанцы. Нагорный Карабах был искусственно выделен для создания "области" с этническим армянским большинством. В постановлении Кавказского бюро от 5 июля 1921 года - печально известном "решении Сталина" (за которое сам Сталин даже не голосовал) - говорилось, что из-за экономических связей между равнинными и высокогорными районами исторического Карабаха "горный Карабах должен оставаться в составе Азербайджанской ССР" (см. Одри Альтштадт, "Азербайджанские турки", 1992, стр. 118). Решение отделить горную часть Карабаха от равнины и сформировать анклав с преобладанием этнических армян в пределах Азербайджана было принято руководством Компартии Азербайджана, в которой в то время доминировали этнические армяне и русские.

В 1922 году Компартия Азербайджана учредила комиссию для определения формы и статуса так называемого "Нагорного Карабаха", в котором не было ни одного представителя этнического азербайджанца. Эта комиссия решила выделить горные районы Карабаха в отдельную административную единицу от остальной исторической части Карабаха по этническому принципу, и, таким образом, из территории Азербайджана была выделена Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО).

Теперь военное поражение Армении сократило территорию бывшей НКАО до гораздо меньших размеров, фактически до менее чем трети территории, контролируемой армянскими сепаратистскими властями до начала войны.

Во-вторых, в военном отношении новые границы не только сокращают территорию бывшей так называемой "НКР", но и изолируют ее от непосредственной границы с Арменией. После пересмотра границ районы, населенные этническими армянами, будут окружены и размещены намного глубже в пределах азербайджанской территории. Меньшие размеры также затрудняют переброску и транспортировку военной техники армянскими сепаратистами.

Потеряв стратегически расположенную Шушу, армянские сепаратисты станут гораздо более уязвимыми для любых попыток пересмотра границ с помощью военной силы. Стратегическое расположение Шуши предотвращает наращивание военного присутствия в Ханкенди, который находится в 10 км к северу.

В-третьих, юридически в соглашении ничего не говорится о будущем статусе армянского сепаратистского образования, а министр иностранных дел России Лавров заявил, что в настоящее время статус Нагорного Карабаха "не определен". Это означает, что резолюции СБ ООН, подтверждающие территориальную целостность Азербайджана, остаются в силе.

Президент России Владимир Путин недавно заявил, что с точки зрения международного права Нагорный Карабах и прилегающие к нему районы признаны "неотъемлемой частью Азербайджанской Республики". Право местных этнических армян на самоопределение представляется сомнительным. Авторитет бывшего главы сепаратистов Араика Арутюняна не был признан до войны, и его будущий статус также остается неопределенным. Все это оставляет Баку единственным легитимным и законным владельцем карабахских земель. Азербайджан, в свою очередь, упразднил автономный статус Нагорного Карабаха в 1991 году, так что технически "Нагорный Карабах" прекратил свое существование 30 лет назад.

Вместо территориально разграниченной автономии этнические армяне будут пользоваться тем же статусом и правами, что и другие группы этнических меньшинств в Азербайджане, включая полный спектр культурных и языковых прав. Диапазон таких культурных прав может быть расширен, а объекты культурного наследия будут находиться под защитой.

51730 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ