Вестник Кавказа

COVID-19 усилит массовые протесты

Центр стратегических и международных исследований
COVID-19 усилит массовые протесты

Глобальные массовые политические протесты достигли исторического пика в конце 2019 года, но пандемия Covid-19 фактически свела их на нет, хотя масштабы уличных протесов в течение десятилетия усиливались на 11,5% ежегодно. К такому выводу пришла группа исследователей Центра стратегических и международных исследований Джорджтаунского университета. В материале Центра Will Covid-19 End the Age of Mass Protests? говорится, что социальное дистанцирование потушило пламя протестов, но угли по-прежнему тлеют.

Есть веские основания полагать, что как только кризис в области здравоохранения будет преодолен, произойдет новый всплеск глобальных протестов, которые приведут к еще более масштабным политическим последствиям. Народное неповиновение может сыграть существенную роль в определении национальных и глобальных повесток дня после COVID-19 или же усугубить беспорядок, охватывающий мир.

Кризис COVID-19 и его растущие экономические последствия сделали еще более явными многие из основных проблем, которые провоцировали массовые протесты на протяжении последнего десятилетия. Важно отметить, что глобальный всплеск протестов во многих случаях объясняется мировым финансовым кризисом 2008-2009 годов, который усугубил неудовлетворенность правительствами. Главной причиной недовольства протестующих во всем мире было отсутствие экономического потенциала, растущее неравенство и коррупция со стороны элит. В дополнение к неравенству с точки зрения получения медицинской помощи растут опасения по поводу экономических потрясений, которые могут привести к голоду и увеличению количества бездомных.

За последнее время произошел рост забастовок. По всей Бразилии миллионы протестующих стучат кастрюлями из окон своих домов, сигнализируя о растущем недовольстве в связи с решениями президента Болсонару отказаться от мер по социальному дистанцированию. В Африке протесты, связанные с COVID-19, разгораются из-за цен на продукты питания и их доступности. По мере того, как правительства будут сталкиваться с проблемами здравоохранения и экономическими последствиями, народное недовольство будет расти.

Кризис COVID-19 также может обострить причину протестов 2019 года: недовольство авторитарными правительствами. Гонконг одним из первых пострадал от COVID-19, и протестное движение города, вдохновившее демонстрантов в Чили, Испании и других странах, перешло в онлайн, когда было уже небезопасно находиться на улицах. Ярость протестующих в Гонконге по отношению к правительству усилилась, поскольку люди посчитали его реакцию на угрозу здоровью несвоевременной и неадекватной. На онлайн-форумах протестующие уже обсуждают, когда будет безопасно вернуться на улицу, и должны ли они предварительно запрашивать разрешение полиции. Демонстранты твердо намерены продолжить свои усилия. И вопрос заключается не в том, возобновятся протесты в Гонконге или нет, а когда они возобновятся. 

За последние несколько лет другим заметным протестным вектором стало глобальное экологическое движение. Прошли транснациональные протесты таких масштабов, которых не наблюдалось со времен войны в Ираке. У ключевых групп движения, в том числе ”Восстания вымирающих”, ”Движения Восход” и ”Пятницы ради будущего” (возглавляемого Гретой Тунберг), были серьезные планы на этот год: усиление протестов в преддверии отложенной конференции ООН по изменению климата. Но им пришлось перегруппироваться в виртуальной реальности. Стивен О'Хэнлон, соучредитель американского ”Движения Восход”, сказал: ”Наше поколение было рождено именно для этого. Мы же всю жизнь проводим в сети”.

Экологи следят за тем, как правительства реагируют на COVID-19, включая быстрые и беспрецедентные изменения в экономике и обществе. Молодежь по всему миру оказалась в центре глобального протестного движения и стала первым цифровым поколением, которому в некотором смысле гораздо более комфортно соблюдать социальное дистанцирование и у которого есть инструменты для создания сетей и обмена идеями.

В разгар вспышки COVID-19 правительства многих стран предпринимают шаги, которые могут ограничить конфиденциальность и гражданские свободы некоторых категорий граждан, включая отслеживание телефонных данных с целью сдерживания распространения вируса. Эти меры усилят конфликт между протестующими и правительствами. Внедряются такие технологии, как распознавание лиц. Правительства также имеют возможность в разгар пандемии собирать больше биометрических данных граждан. Такие действия могут предоставить авторитарным режимам большую способность контролировать движения без лидеров, продолжая лишать людей относительной анонимности и безопасности, которую им предоставляли зашифрованные сообщения.

Правительства Ливана, Ирака и Чили ухватились за чрезвычайную ситуацию в области здравоохранения, чтобы запретить публичные акции протеста, но медленнее реализовали более широкие меры социального дистанцирования. Президент Филиппин Родриго Дутерте распорядился применять оружие в отношении потенциальных демонстрантов, в том числе и жителей трущоб, выходящих на улицы в условиях нехватки продовольствия.

Ясно, что пандемия создаст беспрецедентную нагрузку на общества и правительства. Существующая напряженность усугубится еще больше, и акции протеста прокатятся по всему миру в ближайшие месяцы. COVID-19 переписывает нашу историю и бросает вызов отношениям между гражданами и их правительствами.

В разгар внутреннего и глобального кризиса формулирование демократических норм и ценностей в поддержку мира, который, как мы надеемся, выйдет из текущего непростого положения, более важно, чем когда-либо. Глобальные технологические компании также несут особую ответственность за обеспечение того, чтобы создаваемые ими инструменты не использовались правительствами и политически экстремальными группами. Необходимо поддерживать ценности, которые, в свою очередь, способствуют развитию свободных рынков и возвращению к экономическому росту.

32345 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ