Вестник Кавказа

Фонд помощи вместо коронаоблигаций

Consumer News and Business Channel
Фонд помощи вместо коронаоблигаций

”Сильный политический сигнал”, ”большой шаг вперед” и ”исторический момент” - такой оказалась реакция на план Франции и Германии по созданию фонда помощи для смягчения последствия коронавируса в Европе. Как отмечает американский телеканал деловых новостей Consumer News and Business Channe (CNBC) в материале Why the French-German proposal for a $545-billion relief fund is a big deal for Europe, идея состоит в том, чтобы поручить Европейской комиссии, исполнительному органу Евросоюза, получить 500 млрд евро ($ 545 млрд) на финансовых рынках.

Эти деньги затем будут использоваться в качестве грантов для секторов и регионов, где воздействие коронавируса было наиболее значительным. Распределение средств будет осуществляться через европейский бюджет - общую корзину, в которую поступают взносы от всех 27 стран-членов и которая финансирует проекты по всему региону. ”План представляет собой исторический шаг Германии, учитывая давнюю оппозицию страны взаимному долгу для финансирования других государств-членов ЕС”, - отметили аналитики исследовательской фирмы Eurasia group.

После экономического кризиса, вызванного коронавирусом, некоторые европейские страны, включая Италию, Испанию и Францию, потребовали предоставить им ”коронаоблигации”, представляющие собой финансовый инструмент, объединяющий различные национальные долги и продаваемый виде единой облигации на финансовых рынках.

Против этого требования категорически выступили Нидерланды, Австрия и Германия. Они заявили, что привязка их финансов к странам с очень высокими государственными долгами будет слишком рискованной для их собственных налогоплательщиков, к тому же, план противоречит европейским договорам.

Подобный аргумент использовался ранее, в частности, после кризиса суверенного долга региона в 2011 году. В тот период некоторые страны подвергались риску банкротства, а другие европейские государства неохотно брали на себя риск, помогая им. 

”Канцлер Германии подчеркнула, что 500 млрд евро - это долг, который будет привлечен Еврокомиссией и потрачен из бюджета ЕС в обычном порядке. Не говоря напрямую, она отмечает, что данный план не имеет ничего общего с идеей о взаимном долге, взятом на себя правительствами ЕС, или так называемыми ”коронаоблигациями”, - пишут аналитики из Eurasia group.

Бросая вызов популизму

Франко-германский план, вероятно, будет иметь более широкие политические последствия, в том числе и в отношении популизма. Пандемия коронавируса спровоцировала политическую борьбу в Европе, в рамках которой наиболее пострадавшие южные страны обвиняют богатый север в том, что он не оказал им достаточной помощи. Например, правительство Италии заявило, что таким странам, как Германия, необходимо делать больше. Это политическое разделение усилило антиевропейскую риторику в южных странах: антиевропейские партии в Италии стали более популярными на фоне пандемии.

”Поможет ли фонд восстановления, если он будет окончательно согласован, развеять это впечатление и, таким образом, снизить риск того, что недовольная Италия может со временем стать более скептически настроенной в отношении ЕС, еще неизвестно. Но поддерживаемая Францией Германия в настоящее время достаточно серьезно относится к политическим рискам”, - отметил Хольгер Шмидинг, главный экономист по европейским рынкам из Berenberg.

Многое предстоит сделать

Франко-германский план еще не утвержден другими европейскими странами. Канцлер Австрии Себастьян Курц заявил, что помощь должна предоставляться тем, кто в ней нуждается, в форме кредитов, а не грантов, как это предложили Франция и Германия. На следующей неделе Европейская комиссия должна представить более подобранный план, основанный на идее Франции и Германии. ”Неясно, каким образом ЕС будет обеспечивать и погашать долг, а также будет ли это предложение поддержано другими странами блока”, - сказала аналитик европейского подразделения Economist Intelligence Unit Ана Андраде.

Любой новый фонд восстановления должен быть единогласно одобрен 27 странами ЕС, а также Европейским парламентом, единственным избранным напрямую институтом ЕС. Что касается погашения долга, пояснила Андраде, ”в отсутствие новых собственных ресурсов, таких как европейский цифровой или углеродный налог, государства-члены будут нести ответственность за расходы по обслуживанию долга. Это означает, что эффективная финансовая помощь должна соответствовать взносу данной страны в фонд”.

8725 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ