Вестник Кавказа

Армения и диаспора в эпоху Пашиняна

Армения и диаспора в эпоху Пашиняна
© Фото: Политика Пашиняна в отношении консолидации разрозненного этноса не преодолела одну из главных преград - проблему ментального восприятия

Премьер-министр Армении Никол Пашинян неоднократно заявлял, что границы между Арменией и диаспорой должны быть стерты. По его инициативе одним из ранних нововведений «революционного» правительства стало создание института Верховного комиссара по делам диаспоры, вместо существовавшего ранее соответствующего министерства. С приходом Пашиняна во власть работа с диаспорой официально стала важной частью государственной политики страны.

Свои первые зарубежные вояжи армянский премьер начал с посещения зарубежных диаспоральных центров в странах ЕС и США, знакомясь с известными в Европе деятелями армянского происхождения. Через два года после «бархатной революции» отношения между Пашиняном и зарубежным армянством стали несколько неоднозначными. Европейские армяне относятся к Пашиняну нейтрально. Нельзя сказать, что общины во Франции, Бельгии и Италии жестко критикуют политику армянского премьера, но какой-либо политической поддержки со стороны влиятельных армян Европы не наблюдается.

Политика Пашиняна в отношении консолидации разрозненного этноса не преодолела одну из главных преград - проблему ментального восприятия. Несмотря на риторику в духе родства и единства национального происхождения, армяне Европы чаще рассматривают отношения между республикой и диаспорой сквозь призму бесконечного благотворительного содействия со стороны зарубежного армянства. В восприятии диаспоры, армянский премьер предстает как погрязший во внутриполитических распрях политик, который говорит о диаспоре в контексте финансовой поддержки. Экономические драйверы Армении не меняются, социальная политика в целом не изменилась, зато страна стала ареной громких политических процессов на фоне неурегулированного карабахского конфликта.

Отсутствие доверия к нынешнему руководству республики зачастую объясняется царящей в стране атмосферой искусственной законности и господством монополий, выражающееся в огромном влиянии олигархов, с которыми Пашинян чаще стремиться сотрудничать, нежели ограничивать.

На минувшей неделе имидж руководства республики за рубежом стал предметом обсуждений в администрации Никола Пашиняна. Недовольство армянского премьера вылилось в существенные кадровые изменения в созданной Пашиняном структуре, которая осуществляет политику в области диаспоры. 13 сотрудников офиса Комиссара по делам диаспоры были уволены, еще несколько - переведены в другие управления и отделы. Эксперты отмечают, что среди уволенных сотрудников преобладают специалисты, которые работали с диаспорами ближнего зарубежья, а также общинами Ближнего и Среднего Востока, Южной Америки и Австралии. Существует предположение, что таким образом Пашинян усиливает работу в отношении западноевропейских и американских армянских общин, поскольку на фоне «оптимизации» корпуса Комиссара связи по линии СНГ в значительной степени были сокращены.

Не исключено, что поводом радикально пересмотреть диаспоральную политику послужил пост главного редактора RT Маргариты Симоньян, который продемонстрировал реальное отношение к Пашиняну со стороны многих известных российских армян. Фактически Пашинян был вынужден комментировать обвинения в выдавливании российских телеканалов из местной вещательной сети, закрытие последней русскоязычной передачи на армянском телевидении.

Возможно, это осталось бы без внимания со стороны влиятельных армян России, если бы Пашинян не перешел дорогу российскому бизнесу в Армении, большая часть которого курируется известными российскими армянами.

Стоит обратить внимание на то, что словесная перепалка между армянским премьером и главным редактором RT косвенно обнажила проблемы культурного восприятия между российской и зарубежной диаспорой. Хотя армяне в России, США, Бельгии, Франции, и т.д признают разрозненность этноса и необходимость его консолидации, откровенный прозападный вектор правительства Пашиняна российскими армянами воспринимается в контексте международной политики. Критикуя назначение Армена Григоряна, известного своей активной деятельностью в рядах прозападной партии «Наследие», возглавляемой американцем Раффи Ованнисяном, на должность главы Совета национальной безопасности, или назначение комиссаром по вопросам диаспоры бывшего мэра американского города Глейдленд Заре Синаняна, некоторые российские армяне косвенно подтверждают, что армянская диаспора существует в пространстве геополитического противостояния.

Во все времена формат сотрудничества Еревана с диаспорой предполагал безвозмездную помощь республике, но армяне, проживающее за пределами страны, обращая внимание на внешнеполитические ориентиры и личные интересы руководителей постсоветской Армении, со временем перестали воспринимать историческую родину как консолидирующий фактор.

13230 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ