Вестник Кавказа

Грузинских картографов обвинили в частичной продаже родины

Eurasianet
Грузинских картографов обвинили в частичной продаже родины

Ивери Мелашвили и представить себе не мог, что станет знаменитостью. Имя скромного 62-летнего картографа предпенсионного возраста, работающего на государство, внезапно попало в заголовки газет и стало мелькать не телеканалах: его то осуждали как предателя, то чествовали как политического мученика.

Как сообщает Eurasianet, картографа обвиняют в том, что он буквально распродал свою родину - отдал 14 квадратных километров. По словам властей, он умышленно ввел в заблуждение правительство по части картографии, что почти привело к передаче небольшой части территории Азербайджану. Профессионала обвинили в государственной измене. Странное, явно политически мотивированное дело чем-то напоминает триллер в стиле ”Кода да Винчи” со своими секретными историческими документами, древними церквями и предполагаемой сетью заговорщиков. ”Все это похоже на дурной сон, - говорит Мелашвили, сидя за своим столом, устланным картами. - Все настолько абсурдно и ужасно, что я даже не знаю, с чего начать”.

Проведя четыре месяца в тюрьме с коллегой-картографом Натальей Ильичевой, Мелашвили был освобожден под залог 28 января. Приговор по делу еще не вынесен, но правящая партия ”Грузинская мечта” продолжает жесткую кампанию с помощью подконтрольных СМИ и армии онлайн-ботов и троллей. ”Они распространяют всякую безобразную ложь обо мне и моей семье”, - сказал Мелашвили. Оскорбления в сети иногда перерастают в оскорбления в реальной жизни: недавно в магазине к нему пристал незнакомец.

Спор разгорелся из-за каменистого участка земли вдоль границы между Грузией и Азербайджаном. В советское время граница между двумя республиками неоднократно, но неточно изменялась, в результате чего между двумя странами был лишь условный международный рубеж в момент обретения независимости в 1991 году. После трех десятилетий переговоров около 35% границы по-прежнему остаются не обозначенными. Спорный участок находится рядом со средневековым монастырским комплексом Давид Гареджа (Кешикчидаг).

В этом районе время от времени возникали трения между грузинскими монахами и националистами, с одной стороны, и азербайджанскими пограничниками, с другой. Власти Грузии пытались разрешить вопрос, предлагая Азербайджану землю на другом участке границы, но безуспешно.

Единственная карта, с которой согласились руководители обеих советских республик, была составлена в 1938 году и стала основой для переговоров о границе между независимой Грузией и Азербайджаном. На этой карте небольшая часть Давид Гареджа (Кешикчидаг) отмечена как относящаяся к Азербайджану, другие участки границы не могут быть определены однозначно. ”Проблема со старыми картами, нарисованными в большом масштабе, заключается в том, что даже самая маленькая точка, которую вы на них нанесете, означает много квадратных километров”, - сказал Мелашвили.

Обе страны искали более точные карты поздних периодов и обращались за рекомендациями картографов; Мелашвили и Ильичева оказывали грузинской стороне техническую помощь. Работая в комиссии по делимитации в течение 25 лет, Мелашвили наблюдал, как несколько правительств Грузии пытались решить проблему Давид Гареджа (Кешикчидага), но потерпели неудачу.

Осенью прошлого года грузинские прокуроры совершенно неожиданно заявили, что обнаружили ”спрятанные” карты 1930-х годов, которые разрешат спор по Давид Гареджа в пользу Тбилиси, и что Мелашвили и Ильичева знали об этих картах, но не рассказали о них. Картографы были арестованы 7 октября по обвинению в совершении ”акта против Грузии, направленного на передачу территории страны иностранному государству”.

Мелашвили и Ильичева настаивают на том, что карты никогда не скрывались, а были рассмотрены пограничной комиссией и отклонены как непригодные для использования. ”Отклонения на этих картах составляют от 300 до 700 метров, и азербайджанская сторона их бы заметила, - сказал Мелашвили. - Это как если бы мы пытались купить что-то на откровенно фальшивые деньги”.

Обвинения были предъявлены за месяц до парламентских выборов, и правящая партия использовала дело для атаки на главную оппозиционную партию ”Единое национальное движение”, которая находилась у власти, когда имело место предполагаемое картографическое мошенничество.

ЕНД ”заслуживает запрета из-за предательской передачи Давид-Гареджа”, - заявил за месяц до выборов министр обороны Ираклий Гарибашвили, политический секретарь ”Грузинской мечты”. По его словам, перед избирателями встал простой выбор ”между изменой и патриотизмом”. Передачи главного рупора правительства, телеканала ”Имеди”, сопровождались баннером ”Давид Гареджа - это Грузия”.

Обвинения повергли в ужас грузинских либералов и интеллектуалов, которые сплотились в поддержку картографов, и даже провели демонстрации. ”Грузинская мечта” начала охоту на ведьм”, - сказал 3 февраля в телеинтервью социолог Яго Качкачишвили. По его словам, надуманная история ”измены” пробудила патриотические чувства и помогла партии установить контакт избирателями-националистами.

Сам Мелашвили винит основателя ”Грузинской мечты” Бидзину Иванишвили, который, по его словам, заставлял партийных чиновников, прокуратуру и суд подчиняться его приказам. ”У меня есть все основания полагать, что это был предвыборный трюк Иванишвили”, - сказал Мелашвили.

Даже через два месяца после выборов, которые привели к решающей, хотя и неоднозначной, победе ”Грузинской мечты”, правительство продолжает выдвигать обвинения против картографов. Представители ”Грузинской мечты” намекают, что могут быть предъявлены дополнительные обвинения, в том числе и бывшим высокопоставленным чиновникам. Радиопередачи, транслируемые главным рупором правительства, телеканалом ”Имеди”, были украшены баннером ”Давид Гареджа - это Грузия”. Этот слоган также используется в качестве хэштега в кампаниях в социальных сетях.

На самом деле, участок границы Давид Гареджа не фигурирует напрямую в обвинениях картографов. Прокуратура возлагает на них ответственность за решения, принятые в отношении других участков границы, которые были согласованы между Азербайджаном и Грузией в период с 2004 по 2007 год. Правительство Грузии заявило, что попытается отменить эти соглашения.

Но в публичном дискурсе различия между участками и фактическими обвинениями размыты не меньше, чем сама спорная граница. Вопрос особенно чувствителен для верующих, поскольку на этой территории расположен монастырский комплекс. Тем не менее напряженность в регионе уже была высокой в результате войны между Арменией и Азербайджаном.

Между тем Мелашвили рассматривает ситуацию как борьбу эмоций с опытом. С тех пор, как дело началось, множество националистов, кабинетных картографов и священников высказывались о том, как, по их мнению, следует определять границу. Мелашвили же предлагает опираться не на эмоции, а на картографическую реальностью, принятую международным правом.

***

После распада СССР Азербайджан и Грузия автоматически стали правопреемниками административных границ, существовавших между ними. Впоследствии эти границы стали государственными и были взяты под контроль пограничных служб двух стран: переходы к пещерам на заповедной территории Кешикчидаг, по запросу грузинской стороны и взаимной договоренности, осуществлялись грузинскими паломниками под контролем азербайджанских пограничников. Комплекс пещерных монастырей "Кешикчидаг" (Давид Гареджа) включает в себя множество историко-архитектурных и религиозных объектов, разбросанных примерно на 25 километров вдоль склонов полупустынного Гареджийского кряжа, по которому проходит азербайджано-грузинская государственная граница, делящая его на две части. Одна часть Кешикчидага расположена на территории Агстафинского района (Азербайджан, в 75 километрах от центра района), а другая – на территории района Сагареджо (Грузия).

14650 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ