Вестник Кавказа

Земля, покрытая ковром из мин. Сотни тысяч азербайджанцев ждут возвращения домой

РСЕ/РС

После окончания Второй Карабахской десятки азербайджанских военнослужащих и вынужденных переселенцев погибли или были ранены в результате подрыва на мине. Большинство жертв из числа гражданского населения пытались увидеть своими глазами то, что осталось от их городов и сел в Нагорном Карабахе и его окрестностях. Территория остается закрытой для гражданского населения до тех пор, пока там не завершатся операции по расчистке от неразорвавшихся боеприпасов.

Издание РСЕ/РС рассказывает, что Шакиру Гаджиеву было 30 лет, когда в начале 1990-х годов война вынудила его бежать из своей деревни, расположенной к юго-востоку от Нагорного Карабаха. Оккупация вооруженными силами Армении села Ашагы Сеидахмедли Физулинского района Азербайджана стоила Гаджиеву и дома, и работы. Более четверти века он был одним из сотен тысяч азербайджанских беженцев, мечтавших когда-нибудь вернуться в свои дома. После того, как азербайджанские военные освободили разоренную войной территорию, 65-летний Гаджиев вместе с дочерью, братом и другом попытались вернуться домой. Однако на территории разрушенного села их машина подорвалась на противотанковой мине, заложенной отступающими армянскими войсками. Все четверо погибли. 

Правительство Азербайджана просит просило вынужденных переселенцев набраться терпения, пока идет разминирование и предпринимаются попытки восстановить такую необходимую инфраструктуру, как жилые помещения и системы электроснабжения. 14 февраля президент Азербайджана Ильхам Алиев посетил четыре освобожденных района - Физулинский, Зангиланский, Лачинский и Джабраильский - для запуска крупных инфраструктурных проектов, необходимых для возвращения вынужденных переселенцев. Эти проекты включают строительство жилья, производственных объектов, сельскохозяйственной инфраструктуры, электростанций и железнодорожных путей, а также социальные услуги. "У нас большие планы, - сказал Алиев на открытии ГЭС в Лачинском районе. - Постараемся, чтобы работы по разминированию скорее завершились, была проведена оценка причиненного ущерба. Параллельно с этим уже дан старт инфраструктурным проектам". Однако вынужденные переселенцы ждут лишь сообщения правительства о том, что работы по разминированию подходят концу и разрешения вернуться.

До войны Забила Мамедова была школьной учительницей в Шуше. "Мы почти 30 лет ждали освобождения Шуши, чтобы вернуться, - сказала она. - В нынешней ситуации трудно вернуться. Возможно, наш президент создаст все необходимые условия для возвращения". Другой азербайджанец, Замин Тагиев, говорит, что готов вернуться в Шушу независимо от того, что его ждет. "Конечно, я хочу туда вернуться, - говорит Тагиев. - Даже если там сейчас в руинах, для меня это неважно".

Безопасность прежде всего

Очистка территории от мин и неразорвавшихся боеприпасов в Нагорном Карабахе и вокруг него это очень непростая задача. Идрис Исмаилов, начальник Оперативного штаба Национального агентства по разминированию территорий Азербайджана (ANAMA), говорит, что для полного разминирования всей освобожденной Азербайджаном территории может потребоваться до 10 лет. При этом Исмаилов ожидает, что в течение трех-пяти лет будет разминировано достаточно территорий, чтобы обеспечить безопасное возвращение сотен тысяч перемещенных азербайджанцев.

Наиболее пострадавшие районы находятся вдоль укрепленных бывших линий фронта, где с начала 1990-х годов были заложены фугасы для создания буферной зоны между азербайджанскими и армянскими войсками, особенно вблизи Тертерского и Агдамского районов, а также в Физулинском и Джебраильском районах. Военные эксперты говорят, что земля покрыта ковром из наземных мин. Human Rights Watch (HRW) заявила в отчете от 11 декабря, что большая часть неразорвавшихся боеприпасов, оставшихся в результате недавних боевых действий, - результат использования кассетных боеприпасов. Кассетные боеприпасы, начинены небольшими бомбами, взрывающимися при ударе, которые не всегда срабатывают. "В результате чего остаются неразорвавшиеся снаряды, которые действуют как противопехотные наземные мины годами и даже десятилетиями", - отмечает HRW.

Неразорвавшиеся боеприпасы также представляют серьезную угрозу безопасности в ранее оккупированных районах Азербайджана, граничащих с Арменией. Но в меньших масштабах. Это говорит о том, что азербайджанским вынужденным переселенцам из Кельбаджарского, Лачинского, Губадлинского и Зангиланского районов будет разрешено вернуться раньше, чем другим.

Постоянный координатор ООН в Азербайджане Гулам Исагзаи ожидает, что Баку разрешит поэтапное возвращение вынужденных переселенцев (ВПЛ) после того, как будет создана безопасная среда. На данный момент, говорит Исказаи, очень важно, чтобы кампании по просвещению и информированию общественности о минной опасности были нацелены на "ВПЛ, которые отчаянно пытаются вернуться в свои города и села". Он надеется, что правительственные программы по информированию о минной опасности помогут "удержать население от неконтролируемого и несанкционированного возвращения, а также от возможных потерь в будущем". "Мы рады, что правительство сделало приоритетными противоминные работы, которые поддерживаются ООН и другими международными организациями", - говорит Исакзаи.

2 февраля ООН выделила $2 миллиона по линии Центрального фонда реагирования на чрезвычайные ситуации (CERF) для оказания гуманитарный помощи гражданам, пострадавшим от боевых действий в Карабахе. Исакзаи говорит, что около $700 тысяч из этой суммы было выделено Программе развития ООН (ПРООН) "для координации деятельности по разминированию", возглавляемой правительством Азербайджана. "Безопасная среда также необходима для восстановления и реконструкции пострадавших районов, включая восстановление ключевой инфраструктуры и сельскохозяйственной деятельности, такой как сельское хозяйство и животноводство, которые являются одним из основных источников средств к существованию для ВПЛ", - говорит Исакзаи.

На недавно опубликованных Министерством обороны Азербайджана фотографиях из наиболее пострадавших районов можно увидеть множество наземных мин из-за отсутствия растительности в зимние месяцы. Но многое изменится весной, когда все расцветет. "Решающим шагом был бы быстрый наземный и воздушный поиск мин и неразорвавшихся боеприпасов во всех пострадавших районах с использованием современных методов и технологий до наступления весны, - говорит Исакзаи. - Это поможет правительству определить приоритетность территорий и земель для проведения работ по разминированию и поэтапному возвращению на них граждан".

Расширение масштабов работ по разминированию

С ноября Баку продолжает увеличивать число работников государственного агентства по разминированию с 500 до 12-15 тысяч специалистов. В течение нескольких дней после ноябрьского соглашения Россия направила отряд саперов с собаками, обученными поиску мин и неразорвавшихся боеприпасов, в районы дислокации российских миротворцев. Спустя несколько недель Азербайджан объявил о прибытии 136 саперов из Турции, а также металлоискателей и защитного оборудования для саперов. В начале декабря турецкие саперы начали обучать азербайджанских специалистов. По словам начальника инженерно-фортификационной службы Министерства обороны Азербайджана, генерал-майора Анара Керимова, 20 механических машин для разминирования, доставленных из Турции, также прошли успешные испытания и размещаются в наиболее заминированных районах.

12105 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ