Вестник Кавказа

Китай пытается интернационализировать свою валюту

"Нихон кэйдзай симбун"

Превращение Китая в экономическую и финансовую державу произошло намного быстрее, чем предполагалось. Будь то технический прогресс, промышленное развитие, мировая торговля или выход на рынок капиталов, подъем Китая был стремительным и быстрым. Однако в общей картине подъема есть одно упущение: интернационализация китайской валюты шла гораздо медленнее, чем планировалось.

Как сообщает японское ежедневное издание "Нихон кэйдзай", ожидаемое изменение мировой финансовой системы Китаем после глобального финансового кризиса 2008 года достигло пика в 2015 году, когда Международный валютный фонд пришел к выводу, что юань сопоставим с долларом, евро, иеной и фунтом. Но с тех пор (хотя и были реализованы некоторые меры, например, облегчен доступ иностранцев к местным рынкам капитала и долговым обязательствам) свидетельств согласованных усилий по продвижению более широкого глобального принятия как таковых нет.

Потеря импульса очень заметна. По данным Общества всемирных межбанковских финансовых каналов связи (SWIFT), глобальной системы обработки платежей, всего 2,2% от общего объема международных платежей и 1,3% торгового финансирования номинированы в юанях. Этот уровень гораздо ниже по сравнению с китайскими 12,4% в мировой торговле в 2020 году. Пропорция не изменилась за последние пять лет. Юань также не получил широкого распространения в качестве резервной валюты: в конце 2020 года на него приходилось всего 2,1% глобальных выделенных резервов.

Тем не менее появляется все больше свидетельств того, что Китай готовится ко второму толчку, чтобы простимулировать более широкое применение юаня во всем мире. Большое внимание уделяется международному потенциалу планируемого цифрового юаня (e-CNY), который можно будет использовать за рубежом и за пределами существующей финансовой архитектуры, где доминируют США.

Китай также объявил другие инициативы. Среди них предложения по упрощению торговли иностранной валютой для транснациональных корпораций, покупки зарубежных ценных бумаг розничными инвесторами, а также открытие рынков производных финансовых инструментов для иностранных инвесторов и переход на товарные контракты, выраженные в юанях.

Причины интернационализации часто формулируются в чисто экономических и финансовых терминах. Считается, что Китаю необходимо усилить потоки юаня по мере перехода от профицита текущего счета к более сбалансированной позиции или даже к постоянному дефициту.

Хотя огромные суммы капитала текут в Китай и из него, как и следовало ожидать от ведущего кредитора на развивающемся рынке и держателя казначейских облигаций США, процессы протекают в высокоцентрализованных и контролируемых рамках. Они отражают присущий стране страх перед волатильностью иностранной валюты, о чем свидетельствует стремление центрального банка поддерживать стабильность. Но такие меры контроля приводят к вложениям в зарубежные активы с низкой доходностью, дефициту чистого инвестиционного дохода и сдерживают использование юаня за пределами страны. И это препятствие на пути к геополитическим целям Китая, которые в целом имеют двоякий характер.

Во-первых, усиление напряженности в отношениях Китая с США привело к острой необходимости устранить зависимость от мировой финансовой системы, номинированной в долларах. Чтобы восприниматься на равных с США, Китай должен перестать полагаться на валюту и финансовые системы своего конкурента. Эта ситуация не лишена иронии: Китай ранее признал, что преимущества долларовой системы перевешивают потенциальные уязвимости, и научился жить в ней. Но способность США осуществлять экстерриториальную юрисдикцию в результате глобальной гегемонии доллара и угроз в отношении того, что Китай может быть исключен из системы SWIFT сделала продолжающуюся зависимость неприемлемой, учитывая долгосрочные стремления Пекина сместить конкурента с текущего экономического и финансового пьедестала.

Во-вторых, Китай понимает, что не может в полной мере использовать свой экономический вес для достижения геополитических и внешнеполитических целей без более широкого принятия юаня. Его нынешние попытки превратить свой экономический статус в оружие, как правило, довольно резкие, им не хватает изощренности американских санкций, кроме того, часто возникают непредвиденные негативные последствия. Если Китай хочет получить возможности США и расширить свое экономическое влияние, ему необходимо, чтобы юань был более широко представлен, особенно в Азии. Для того чтобы стать базовой валютой в Азии юаню необходимо приобрести статус надежного инструмента, как с точки зрения облегчения потоков, так и в качестве средства сбережения.

Словом, Китай стоит перед дилеммой. Он может предпринять усилия для более широкого принятия юаня, повышения своего влияния и достижения целей внешней политики, особенно в Азии, но это потребует меньшего контроля над потоками валюты и большей волатильности обменного курса. При этом и остальная часть Азии также столкнется с проблемой компромисса. Переход от доллара к юаню может оказаться выгодным для большей части региона, учитывая значительные торговые связи и сопоставимые уровни экономического развития. Но так азиатские государства окажутся под еще большим влиянием Китая, а также станут уязвимыми в рамках широких политических целей и потенциального экономического давления.

В конечном счете геополитика победит. Китай признает, что внешнеполитических целей будет легче достичь, если юань начнет широко применяться за пределами его границ. Решение могло быть ускорено действиями Америки, но во многих отношениях оно всегда было неизбежным, учитывая нераздельную природу экономики, финансов и геополитики.

Возобновление Китаем интернационализации юаня приведет к укреплению двух параллельных финансовых систем. Появятся существенные трудности для многих финансовых институтов, которым придется преодолевать возникшее расхождение. Страны, пытающиеся поддерживать отношения и баланс между двумя сверхдержавами, также столкнутся с проблемами. Банки и правительства окажутся между молотом и наковальней - им необходимо будет задуматься над болезненным выбором, который им, возможно, придется сделать.

18240 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ