Вестник Кавказа

Казахстан готовится к поставкам нефти по Баку-Тбилиси-Джейхан

Казахстан готовится к поставкам нефти по Баку-Тбилиси-Джейхан

Казахстан с сентября планирует продавать часть своей сырой нефти через крупнейший нефтепровод Азербайджана, так как стремится диверсифицировать маршруты вывоза нефти и ищет альтернативные маршруты, передает Reuters.

По их данным, экспорт казахстанской нефти составляет более 1% мировых поставок - примерно 1,4 млн баррелей в сутки.

Отмечается, что Государственная нефтяная компания "Казмунайгаз" уже ведет переговоры с торговым подразделением Государственной нефтяной компании Азербайджана SOCAR о разрешении на продажу 1,5 млн тонн нефти в год через азербайджанский трубопровод, по которому доставляется нефть в турецкий порт Джейхан.

Как отметил источник издания, подписание контракта должно состояться в конце августа, а потоки по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан  начнутся через месяц. По его словам, еще 3,5 млн тонн нефти в год могут начать поступать в 2023 году по другому азербайджанскому трубопроводу в порт Супса в Грузии.

В сочетании с потоками трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан объем будет равняться чуть более 100 тыс б/с - 8% потоков Каспийского трубопроводного консорциума.

В июле BP Azerbaijan заявила, что перенаправит потоки с трубопровода Баку-Супса на более крупную трубу БТД. При этом новый маршрут БТД означает, что Казахстану придется полагаться на флот небольших танкеров для перевозки нефти в Баку из Актау, который имеет ограниченные запасные мощности.

Источники также сообщают, что совместное предприятие "Тенгизшевройл", возглавляемое нефтяной компанией Chevron, имеет собственное маркетинговое подразделение и отдельно ведет переговоры о своих маршрутах по трубопроводу и железной дороге.

Трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан также может быть вариантом для "Тенгизшевройла", однако источник отметил, что в случае согласия начало потоков может занять до 6 месяцев.

"Тенгизшевройл" уже начал перенаправлять небольшой объем нефти по железной дороге в Батуми в апреле, когда из-за урагана часть терминала Каспийского трубопроводного консорциума вышла из строя.

Другие источники подчеркивают, что ТШО заказывает больше железнодорожных перевозок, которые увеличатся в сентябре или октябре.

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" директор Центра нефтяных исследований Caspian Barrel Ильхам Шабан, "Баку-Тбилиси-Джейхан" вполне может принять 1,5 млн т казахской нефти в год, но для этого понадобится решить некоторые технические вопросы. 
  
"Когда иностранная нефть поступает в Азербайджан для дальнейшей транспортировки на запад по БТД, ее поначалу принимает всего один терминал компании "Азтранс", затем она следует на Сангачальский терминал, откуда берет начало БТД. Между терминалами 5 км, и соединяющая их инфраструктура рассчитана на прокачку 6 млн т нефти в год. Собственно, в 2018 году максимальная перевалка через терминал "Азтранс" в направлении Сангачала как раз составила 6 млн т. Соответственно, больше 6 млн т в год там пока что не может быть прокачано, а терминалом для поставок нефти по БТД пользуются также Россия и Туркменистан", - обратил внимание он. 
  
"Туркменистан в настоящее время увеличивает поставки по БТД, а теперь к трубопроводу хочет подключиться и Казахстан. Это означает, что необходимо расширение инфраструктуры между двумя азербайджанскими терминалами для удовлетворения запросов контрагентов. Заявленные объемы казахской нефти невелики, и пропускную способность на 1 млн т в год можно увеличить за счет насосных станций. С другой стороны, 7 млн т в год – это уже проектная пропускная способность такого крупного трубопровода, как "Баку-Супса". Казалось бы, что может быть сложного в наращивании мощности пятикилометровой трубы? Ее можно расширить и до 10 млн т в год, и до 15 млн т в год. Тем не менее, требуется время, чтобы оценить проект и дополнительные расходы совместно с Казахстаном", - подчеркнул Ильхам Шабан. 
  
"Я думаю, что если азербайджанская сторона увидит, что с правого берега Каспия в наш трубопровод идет все больше нефти – речь тут и о Казахстане, и о Туркменистане – то новая труба между терминалом "Азтранса" и Сангачальским терминалом будет построена вместе с новой компрессорной станцией. Главное, что в нынешнем состоянии танкера позволяют осуществить перевалку нефти по Каспию в озвученном объеме. Как известно, на балансе Азербайджана, Казахстана, Туркменистана и России в Каспийском море имеются танкера, способные перевозить в год до 15 млн т нефти", - сообщил директор Центра нефтяных исследований Caspian Barrel. 
  
При этом для значительных поставок нефти по БТД Казахстану понадобится также проложить трубопровод по собственной территории. "Чтобы получать максимальную экономическую выгоду от экспорта нефти через Азербайджан, Казахстану было бы уместно соединить трубой свою нефтяную столицу Атырау с главным казахстанским терминалом вблизи Актау. Между ними приблизительно 700 км. Это позволило бы возить нефть по Каспию в Баку кратчайшим маршрутом", - заключил Ильхам Шабан.

25395 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ