Вестник Кавказа

Военно-политический анализ ситуации на армяно-азербайджанском фронте- 1

В результате армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта (далее нагорно-карабахский конфликт) под фактический военный контроль Вооруженных Сил Армении перешли нагорно-карабахский регион и семь других районов Азербайджана. На оккупированных территориях был создан де-факто режим (так называемая "Нагорно-Карабахская Республика"), который не получил международного признания. Согласно Резолюциям 822,853,874 и 884 (1993) Совета Безопасности ООН, Резолюции 62/243 (2008) Генеральной Ассамблеи ООН, Резолюции 1416 (2005) Совета Европы, а также решениям других международных организаций и институтов, эти территории в соответствии с международным правом являются неотъемлемой частью Азербайджанской Республики [1]. С 1992 года посредничеством в урегулировании конфликта в соответствии с мандатом ООН занимается Минская Группа (МГ) ОБСЕ. В настоящее время основную роль в процессе посредничества играют три сопредседателя МГ ОБСЕ (далее - сопредседатели) данной группы, представляющие США, Францию и Россию [2].

Между Арменией и Азербайджаном при посредничестве России 12 мая 1994 года было заключено соглашение о прекращении огня [3], так называемый Бишкекский протокол. Это соглашение остается в силе до сегодняшнего дня. Но фактически перестрелки на линии соприкосновения вооруженных сил Армении и Азербайджана, которая пролегает через оккупированные территории Азербайджана и армяно-азербайджанскую границу, происходят с момента заключения данного соглашения. За последнее время, в особенности начиная с прошлого года, ситуация в зоне конфликта характеризуется высокой напряженностью и военной эскалацией.

Этот отчет подготовлен с целью военно-политического анализа нагорно-карабахского конфликта. Отчет проливает свет на основные причины эскалации, которая наблюдается за последние годы в зоне конфликта.

Согласно известному мнению К.Ф.Клаузевица, война есть продолжение политики другими средствами [4]. Это означает, что события, связанные с войной, должны рассматриваться в контексте интересов конфликтующих сторон. В случае нагорно-карабахского конфликта господствует ситуация "ни войны, ни мира". При этом усиливается тенденция нарушений режима прекращения огня и жесткая политическая риторика, характеризуемая взаимными обвинениями сторон.

Эта тенденция является свидетельством того, что насилие стало теми "другими средствами" в политических расчетах по меньшей мере одной из сторон конфликта. Естественно, возникает вопрос: чьим политическим расчетам благоприятствует данное насилие, и какие цели оно призвано обслуживать.

Насилие в расчетах Азербайджана

За последний 21 год позиция Азербайджана по нагорно-карабахскому конфликту не изменилась, это государство стремится освободить оккупированные территории и обеспечить возвращение вынужденно перемещенных лиц в свои дома в Нагорном Карабахе и вокруг него [5]. В позиции Азербайджана по урегулированию конфликта изменилась только роль военной составляющей.

Азербайджан является сторонником мирных переговоров в надежде, что это положит конец конфликту и обеспечит достижение вышеуказанной цели. Однако отсутствие прогресса в урегулировании все больше разочаровывает Баку.

С одной стороны, Азербайджан посылает сигнал, что готов помочь Армении развивать ее экономику, предпочитает субстантивные переговоры для урегулирования и поддерживает идею, озвученную президентом Франции Ф.Олландом, о начале работы над всеобщим мирным договором [6]. В тоже время Азербайджан дает понять, что не намерен бесконечно терпеть оккупацию своих территорий. Широкие реформы в сфере обороны, модернизация Вооруженных сил (ВС), приобретение вооружений и военные учения являются выражением этого намерения. В каком-то смысле азербайджанскую политику в отношении Армении можно охарактеризовать следующей формулировкой: "если не пряником, то кнутом", где под кнутом понимается готовность Азербайджана освободить оккупированные территории. Но здесь совершенно ясно, что их освобождение может произойти не путем мелких нарушений режима прекращения огня, вроде перестрелок, а посредством полномасштабных военных действий.

На самом деле, мелкие нарушения режима прекращения огня не служат урегулированию конфликта ни мирным, ни военным путем. Они представляют собой только усложняющий фактор для Азербайджана. Во-первых, потому, что такого типа действия дезориентируют работу МГ ОБСЕ, уводя ее от политического урегулирования на технические детали поддержания режима прекращения огня. Во-вторых, мелкие нарушения являются своего рода психологическим прессингом для Азербайджана, поскольку временно потеряв свои территории, Азербайджан не должен больше позволить военное доминирование Армении.

На данный момент существуют два ограничивающих Азербайджан фактора для начала военных действий против Армении с целью освобождения оккупированных территорий:
1) Азербайджан инициировал масштабные газовые контракты, реализация которых требует максимальной политической концентрации и ресурсов. Также трубопроводы по транспортировке энергетических ресурсов Азербайджана проходят рядом с линией соприкосновения, что делает их мишенью для ВС Армении.
2) Азербайджан планирует проведение у себя крупных международных спортивных мероприятий - к примеру, таких, как первые Европейские игры в 2015 году и Исламские игры в 2017 году. Все это показывает, что Азербайджан занимается укреплением своего экономического и политического потенциала и продвижением своего влияния в международных отношениях. Учитывая политическую стабильность и предпринимаемые им меры по экономическому развитию, можно утверждать, что для этой страны нет выгоды в манипуляции военным насилием против Армении во внутриполитических целях. С этой точки зрения Азербайджан не может являться источником обострения напряженности на армяно-азербайджанском фронте.

Насилие в расчетах Армении

Политика Армении в отношении урегулирования конфликта также остается неизменной, хотя у нее имеется ряд противоречий.
Конституция Армении ссылается на Декларацию о независимости Армении, которая указывает на воссоединение Армении с нагорно-карабахским регионом Азербайджана [7]. Но с другой стороны, Армения официально рассматривает Нагорный Карабах как "независимое государство", хотя даже она сама не признала его в качестве такового. За более чем 20-летний период политика Армении строилась на вере в то, что время работает в ее пользу. Следуя этой установке, Армения старалась изменить демографические и административные реалии на оккупированных территориях путем их заселения армянами с разных частей света и создания на этих территориях новых административных единиц. Параллельно Армения пытается достичь хотя бы частичного признания "НКР" с целью изменения правовых и политических реалий, которые привели бы к недействительности четырех известных Резолюций СБ ООН и других международных документов, признающих Нагорный Карабах неотъемлемой частью Азербайджана.

Армения также была уверена в своих военных возможностях. Однако за 21 год с момента установления режима прекращения огня Армении на переговорах с Азербайджаном не удалось вынудить его согласиться на отторжение Нагорного Карабаха. Точно также Армении не удалось добиться признания "НКР" со стороны международного сообщества, как это было, например, в случае с Косово. В тоже время меняющийся контекст создал риски для "мирной" аннексии Арменией территорий Азербайджана.

Два взаимосвязанных фактора сыграли в этом свою роль:
1) Финансовый кризис 2008 года ударил по экономике Армении, которая уже сократилась на 12-15%. Не секрет, что ухудшающаяся социально-экономическая ситуация в Армении привела к массовой миграции армян не только из Армении, но и из Нагорного Карабаха. Ослабленная экономика получила еще один удар в связи с финансовым кризисом в России, от которой Армения сильно зависит. Этот процесс создал риски и для политической стабильности внутри Армении.

2) Второй фактор связан с Азербайджаном. В то время как Армения борется с экономическим кризисом, Азербайджан, как было отмечено выше, продолжает уверенное экономическое развитие, не в последнюю очередь, благодаря богатым запасам своих природных ресурсов. Это позволяет стране направить серьезные инвестиции в область оборонной промышленности, а также приобретение новейших вооружений и технологий. Если лет десять лет назад официальные лица Армении гордились своим военным успехом и преимуществом над Азербайджаном, то теперь президент Армении С.Саргсян официально выражает свою озабоченность военными возможностями Азербайджана [8]. Насколько серьезно обеспокоена Армения, показывает тот факт, что свое внезапное решение присоединиться к Евразийскому Союзу официальный Ереван объяснил соображениями безопасности Армении.

Уверенность Армении в своих военных возможностях снижается также быстро, как ее экономическая и демографическая сила, в то время как Азербайджан усиливается. Расширяющаяся пропасть между Арменией и Азербайджаном в области экономики, демографии и в военной сфере логично приводит к изменениям и в расчетах Армении. Кроме того, у армянской стороны существует горькая память о том, чем чревата чрезмерная надежда на своих союзников, что, к примеру, имело место после Первой мировой войны. Она с сомнениями относится к качеству своих отношений с основными союзниками, с которым у Азербайджана также сложились прочные отношения. В таких условиях время не может больше работать в пользу Армении для достижения ею своих вышеуказанных целей.

Кроме того, трудная социально-экономическая ситуация внутри Армении создает вызовы для правящей элиты этой страны, сердцевину которой составляют выходцы из ВС Армении. Победа в карабахской войне в начале 1990-х годов возвысила статус армии Армении в глазах армянской общественности. Армия стала не только силой, ведущей военные действия, но и политической силой, решающей судьбу политического руководства в стране. Она поддержала Р.Кочаряна, который опрокинул президента Л.Тер-Петросяна в 1997 году. Армия применила силу и против армян, протестовавших против фальсификаций на выборах, в результате которых С.Саргсян пришел к власти.

Тем не менее, за последние годы институт Вооруженных сил в Армении все больше теряет свое влияние. По различным сообщениям СМИ, в Армении сегодня олигархи гораздо сильнее и авторитетнее, чем армянская армия и бывшие военные лидеры карабахской войны. Случай с Ваге Автяном, главой ЛОР отделения госпиталя ереванского военного гарнизона в этом смысле весьма показателен. Он был избит до смерти в июле 2012 года охранниками ресторана Арснакар, принадлежащего олигарху Рубену Айрапетяну [9]. Таких случаев, когда люди и телохранители армянских олигархов свободно и безнаказанно устраивают разборки, в том числе с военными, - масса.

В этом контексте руководство Армении торопится найти решение этих проблем, беря инициативу в свои руки. Однако у Армении нет ресурсов для достижения вышеуказанных целей. Нельзя также забывать, что вследствие украинского кризиса в международных отношениях акцент на принципы территориальной целостности и нерушимости границ еще более усилился. По иронии судьбы все это привело к тому, что военное насилие является единственным вариантом, которое Армения может использовать для достижения своих целей.

Несколько факторов, которыми Армения хорошо управляет, благоприятствуют ей для использования насилия как подходящего инструмента для реализации своих целей. Первое, это "игра в обвинения", исходящая из постулата, что в контексте армяно-азербайджанского конфликта сторона, которая первой начинает военные действия, потеряет поддержку международного сообщества для своего "праведного дела". Поскольку Азербайджан желает изменения статус-кво и несколько раз заявлял, что имеет все возможности освободить силой оккупированные территории, для Армении не составит труда возложить ответственность за начало военных действий на Азербайджан и, возможно, получить международную поддержку.

Второй фактор также связан с первым и строится на имидже армян как народа, якобы пережившего "геноцид" со стороны Османской империи. Любое военное действие, приписываемое Арменией Азербайджану, будет представлено как "продолжение геноцида" с тем, чтобы получить поддержку западных стран.

Третий фактор – это негативный имидж радикальных сект внутри некоторых мусульманских сообществ, и тот факт, что большинство населения Азербайджана составляют мусульмане. Хотя светское азербайджанское государство активно вносит свою лепту в международные усилия по борьбе с терроризмом, радикализмом и экстремизмом, Армения может обвинить Азербайджан в развязывании военных действий и представить все это как "еще одно истребление народа, первым в мире провозгасившего христианство государственной религией".

Однако не стоит забывать, что наряду с сопутствующими, существуют и ограничивающие факторы для использования Арменией военного насилия как средства для обеспечения своих интересов:

1) Армянское общество очень чувствительно относится к потерям в рядах своих ВС. Это проявляется, к примеру, в часто устраиваемых, причем, без вмешательства оппозиции, протестах матерей убитых армянских солдат перед зданием правительства Армении.

2) Ухудшающая экономическая, социальная и демографическая ситуация в Армении. Данные факторы являются ограничительными только в случае затяжной войны, но нейтральны в плане краткосрочной эскалации.

Типология акций, ведущих к напряженности и эскалации

На линии соприкосновения и на армяно-азербайджанской границе нет миротворческих войск [10]. Обычно два раза в месяц личный представитель действующего представителя ОБСЕ вместе со своей командой проводит на линии соприкосновения и на армяно-азербайджанской границе мониторинг выполнения сторонами режима прекращения огня. Но, как показывает практика, особенно на фоне информации об обстрелах даже во время таких мониторингов, режим прекращения огня худо-бедно поддерживается вооруженными силами самих сторон.

С момента заключения соглашения о прекращении огня в 1994 году время от времени наблюдались случаи его нарушения, и даже эскалация и политическая риторика сторон. Однако эти нарушения до недавнего времени никогда не давали основания для обеспокоенности, что может возобновиться полномасштабная война между Арменией и Азербайджаном. С недавних пор тенденция в эскалации ситуации изменилась. Международные СМИ успели окрестить эту тенденцию как ведущую к потенциально крупномасштабной войне [11]. Такого рода оценки содержатся и в заявлениях официальных лиц Запада.

Поскольку на армяно-азербайджанском фронте происходят разного рода действия, необходимо провести между ними различия:

1. Действия, связанные с защитой периметра обороны. Такие действия приводят к мелким перестрелкам между формированиями ВС Армении и Азербайджана, расположенными вдоль линии соприкосновения и границы. Эти нарушения представляют собой действия, предпринимаемые на низшем, суб-тактическом уровне. Они происходят постоянно с момента заключения соглашения о прекращении огня, обычно на уровне охраны периметров военных постов, и инициируются командирами постов и взводов (а иногда даже рот) без специальной команды со стороны высшего уровня. Нередко также имеют место действия военной разведки, имеющие цель изучить ситуацию на месте - к примеру, уточнить позиции противника. Стороны обычно "привычно" относятся к данным действиям, и они не являются причиной крупных столкновений. Такие действия породили своего рода "правила игры": при таких нарушениях, как правило, потери среди личного состава ВС Армении и Азербайджана регистрируются крайне редко.

2. Действия, связанные с политическими играми. Это категория подразумевает искусственное создание эскалации на основе приказа высшего командования с целью продвижения политических интересов. При этом для эскалации используются различные способы: интенсивный обстрел военных позиций и населенных пунктов с целью нанесения более серьезного урона, отправка диверсионных отрядов с целью уничтожения военных постов и т.д. При таких действиях, как правило, имеется намного больше потерь среди личного состава ВС и гражданского населения. Такие действия также происходят на низшем, суб-тактическом уровне, то есть без привлечения больших сил из резерва. Такие действия в контексте армяно-азербайджанского конфликта представляют собой микро-событие. Однако их целью является создание макро-эффекта.

3. В зоне армяно-азербайджанского конфликта происходят и действия, связанные с демонстрацией силы. Это включает военные учения, парады или приобретение вооружений. В последнее время Азербайджан и Армения провели ряд военных учений и парадов, в ходе которых показали свое вооружение. Характерной чертой таких действий Азербайджана является показ новейших вооружений и техники с целью оказания психологического воздействия на Армению. Последняя, в свою очередь, провоцирует Азербайджан частыми учениями на оккупированных территориях.

4. Существует и четвертый тип действий, правда, пока что теоретически, который включает в себя использование тяжелого вооружения - такого, как танки и крупнокалиберная артиллерия. Однако до сих пор не было сообщений о том, что Азербайджан или Армения использовали эти виды вооружений.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------


1. http://dip21.bundestag.de/dip21/btd/18/027/1802728.pdf

2. За последнее время МГ ОБСЕ стала объектом серьезной критики за свою неэффективную роль в урегулировании конфликта. Тем не менее, данный отчет не содержит оценки посреднической деятельности МГ ОБСЕ.

3. http://www.osce.org/mc/39554?download=true

4. http://oll.libertyfund.org/titles/clausewitz-on-war-vol-1#lf1380-01_label_056

5. В ходе конфликта из Армении и с оккупированных территорий Азербайджана было изгнано более одного миллиона азербайджанцев.

6.http://azertag.az/ru/xeber/Elmar_Mamedyarov_Prisutstvie_voisk_Armenii_na_territorii_Azerbaidzhana___eto_samay a_bolshaya_ugroza_miru_v_regione-111552, http://bakupost.az/siyaset/bolge/20150219043230701.html

7. http://www.parliament.am/parliament.php?id=constitution&lang=eng

8. http://www.panorama.am/ru/politics/2009/10/02/ssargsyan5/?sw

9.http://arminfo.am/index.cfm?objectid=4DB868C0-C20D-11E1-9965F6327207157C

10. Хотя и существуют решения Будапештского саммита ОБСЕ от 1994 о развертывании в регионе многонациональных сил по поддержанию мира (http://www.osce.org/mc/39554?download=true), а также Группа Планирования Высокого Уровня (http://www.osce.org/hlpg)

11. К примеру: http://www.rferl.org/content/caucasus-report-karabakh-war-dance/26521123.html, http://www.nytimes.com/2015/02/01/world/asia/clashes-intensify-between-armenia-and-azerbaijan-over-disputed-land.html?_r=0

Продолжение см. "Военно-политический анализ ситуации на армяно-азербайджанском фронте- 2"

42535 просмотров