Вестник Кавказа

Военно-политический анализ ситуации на армяно-азербайджанском фронте- 2

Продолжение. Начало см. "Военно-политический анализ ситуации на армяно-азербайджанском фронте- 1"

Наиболее серьезные нарушения режима прекращения огня

Сообщения о нарушениях режима прекращения огня за 2013-2014 годы имели некоторые особенности:

1) Сообщения демонстрируют, что случаи нарушений режима прекращения огня участились. Их анализ показывает, что до сих пор не имели место крупномасштабные военные действия вне суб-тактического уровня. Напряженность на протяжении линии соприкосновения и армяно-азербайджанской границы была создана в основном легким и стрелковым оружием.

2) Участившиеся сообщения о нарушениях сопровождались усиленным политическим вниманием и манипуляциями. Мониторинг СМИ и социальных сетей показывает, что политическая риторика создавала впечатление о готовящемся развязывании крупномасштабных военный действий. Но при этом, как отмечено выше, насилие, имевшее место, не переходило границы суб-тактического уровня.

3) Важным итогом мониторинга является тот факт, что высшее руководство Армении сделало большинство заявлений сразу после случаев нарушений режима прекращения огня. Это, в свою очередь, обостряло военный дискурс среди армянской общественности.

Таблица 1 показывает основные случаи нарушений режима прекращения огня и их связь с главными политическими событиями в урегулировании конфликта.

Таблица 1.Нарушения режима прекращения огня в 2013 году

2013 год Событие на политическом уровне Событие на военном уровне 28 января, Париж Сопредседатели организуют встречу между министрами Армении и Азербайджана. Проведены обсуждения рабочих предложений по продвижению мирного процесса. Достигнуто согласие о продолжении мирных переговоров в предстоящие недели [12].

С 1 февраля распространяются новости об интенсивном нарушении режима
прекращения огня. Убито двое и ранено двое азербайджанских военнослужащих [13].

17 мая, Харьков Встреча министров Армении и Азербайджана при участии сопредседателей.
Министры обменялись мнениями и обязались продвигать мир в регионе [14]. В конце мая вооруженные силы Армении
начинают учения на оккупированных территориях Азербайджана [15]. Вследствие
стрельбы ВС Армении убит один военнослужащий ВС Азербайджана. 18 июня, Эннескилен Главы государств-сопредседателей выступают с заявлением и призывают
стороны сосредоточиться на вопросах, которые остаются нерешенными [16]. Весь июнь поступают сообщения о нарушении режима прекращения огня, сведений о потерях не имеется. 12 июля, Вена Сопредседатели организуют встречу между министрами Армении и Азербайджана. Обсуждены способы снижения
напряженности и создания условий для встречи президентов до конца года [17]. Интенсивное нарушение режима прекращение огня. 30 июля убит один
военнослужащий Азербайджана, 31 июля убит один военнослужащий Армении [18]. Сентябрь октябрь Сопредседатели ведут подготовку к встрече президентов, совершают визиты в регион, отдельные встречи со сторонами в Нью-Йорке. Сообщения об интенсивных перестрелках. 17 октября обстрелу подвергается также местность вблизи села Ашагы Сейид Ахмедли оккупированного Физулинского района Азербайджана, где личный представитель действующего
Председателя ОБСЕ проводит плановый мониторинг[19]. Стороны имеют по одному убитому за октябрь. 19 ноября, Вена Встреча президентов двух стран при участии сопредседателей. Стороны согласились продолжить переговоры [20]. 13 ноября президент Армении приезжает на оккупированные территории и наблюдает за учениями ВС Армении. 24 ноября приходят сообщения об интенсивном обстреле со стороны Армении[21]. За декабрь потери сторон составляют по одному военнослужащему.

Таблица 1 демонстрирует, что интенсивные нарушения режима прекращения огня и обострение ситуации на фронте в 2013 году обычно имели место или накануне, или после политических переговоров между сторонами. Это, в свою очередь, не могло не создать напряженную атмосферу вокруг переговоров или не повлиять на их последствия. В этом смысле важно отметить, что 2013 год не запомнился какими-либо продвижениями в мирном урегулировании. Только в ноябре 2013 года после двухгодичного перерыва посредникам удалось организовать встречу на высшем уровне в Вене. Содержание этих переговоров осталось конфиденциальным. Однако события 2014 года еще раз подтвердили, что инициативы на политическом уровне могут потерпеть крах, если умело использовать военно-тактическую ситуацию в зоне конфликта (см. Таблицу 2).

Таблица 2. Нарушения режима прекращения огня в 2014 году

2014 год Событие на политическом уровне Событие на военном уровне Январь-февраль Сопредседатели ведут челночную дипломатию, находятся с визитом в регионе, встречаются в отдельности с министрами и президентами Армении и Азербайджана. С января ситуация на фронте начинает накаляться [22]. Распространяется информация о нападении армянских диверсионных групп на боевые позиции ВС Азербайджана. Согласно заявлению сторон, потери за январь-февраль составляют: 3 убитых военнослужащих Азербайджана и 2 военнослужащих Армении. Март Сопредседатели продолжают челночную дипломатию. Ситуация на фронте остается накаленной. Сообщается о многочисленных нарушениях режима прекращения огня [23]. Имеются сообщения о двух убитых военнослужащих Армении в оккупированном Нагорном Карабахе, двух раненых гражданских лицах Азербайджана. Апрель Сопредседатели продолжают челночную дипломатию. В своем заявлении от 4 апреля 2014 года они подчеркивают возможность проведения встречи на уровне президентов [24]. Ситуация на фронте остается накаленной. Сообщается о многочисленных нарушениях режима прекращения огня [25]. Потери Азербайджана - двое убитых. 12-13 мая Визит президента Франции в Армению и Азербайджан для обсуждения нагорно-карабахского конфликта. С 20 мая распространяются сообщения об интенсивных перестрелках. Трое убитых армянских и двое убитых азербайджанских военнослужащих [26]. 2-4 июня Визит в регион действующего председателя ОБСЕ Дидье Буркхальтера Распространяются сообщения об интенсивных перестрелках[27]. Убито четверо армянских и один азербайджанский военнослужащий.
Армянская сторона распространяет видео полета из аэропорта в Ходжалы [28]. 23 июля/начало августа Сопредседатели встречаются с министрами иностранных дел Армении и Азербайджана, обсуждают возможные пункты повестки дня встречи на уровне президентов [29]. В результате нарушения режима прекращения огня и диверсий десятки погибших как со стороны армянских, так и азербайджанских военнослужащих. Ситуация на фронте резко ухудшается. 5 сентября, Ньюпорт

27 октября, Париж

Встреча президентов при участии госсекретаря США на полях саммита НАТО. На саммите страны-участницы НАТО приняли декларацию, где выразили поддержку суверенитету и территориальной целостности Азербайджана.

Саммит Армении и Азербайджана при посредничестве президента Франции, который призывает начать работу над всеобъемлющим мирным договором30, что было поддержано Азербайджаном [31].

В начале ноября вооруженные силы Армении начинают масштабные учения на оккупированных территориях. Один из военных вертолетов ВС Армении сбит над линией обороны ВС Азербайджана

Таблица 2 показывает, что после встречи сторон в Вене на уровне президентов в 2013 году посредники продолжили усилия по продвижению мирного процесса. Урегулирование также находилось в центре внимания президента Франции и Швейцарского председательства ОБСЕ.

Однако события, происходившие в 2014 году, имели одну отличительную особенность: попытки эскалации ситуации на фронте, а затем и появление напряженности на политическом урегулировании предпринимались не только путем тайных действий, а иногда и явных провокаций в зоне конфликта. Среди них стоит выделить следующие три момента:

Июнь 2014 Запуск двухместного самолета с аэропорта в оккупированном Ходжалы

Июль 2014 Убийство одного и захват в заложники двух гражданских лиц Азербайджана

Ноябрь 2014 Учения ВС Армении и проникновение вертолета на позиции ВС Азербайджана

При этом Армения хорошо осведомлена

1) Как болезненно реагирует азербайджанская сторона на вопрос открытия аэропорта в оккупированном городе Ходжалы. Данный вопрос особенно интенсивно обсуждался при содействии посредников в течение 2012-2013 годов. Несмотря на их многочисленные призывы не нагнетать ситуацию, в июне все же запущен двухместный летательный аппарат из аэропорта в Ходжалы.

2) Убийство одного и взятие в заложники двух гражданских лиц Азербайджана в июле 2014 года, а затем и показательный незаконный судебный процесс, и отказ возвращать их Азербайджану продолжает будоражить общественное мнение в Азербайджане.

3) Проникновение военных вертолетов вглубь позиций ВС Азербайджана, пожалуй, может быть расценено как пик явной эскалации на фронте. Невидимой же стороной этой эскалации являлись диверсионные нападения армянских разведчиков на позиции азербайджанских ВС. Самое масштабное из таких нападений имело место в конце июля 2014 года, когда президент и министр обороны Азербайджана находились вне пределов страны [32]. В 2014 году, как и в 2013 году, эскалация имела место обычно до или после наиболее важных политических событий/переговоров. Среди них можно выделить три самых важных:

Май-июль 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Интенсивная работа по подготовке
встречи президентов Встречи президентов при
посредничестве Дж.Керри. Декларация НАТО о поддержке Азербайджана Встреча президентов в Париже при посредничестве Франции. Призыв к выработке мирного договора, поддерживаемый Азербайджаном

В 2013-2014 гг. Армения и Азербайджан провели также военные учения и парады. Что касается парадов, они выполняли разные функции с точки зрения интересов Армении и Азербайджана. Для Азербайджана, который провел один парад за этот промежуток времени, данное действие выполняло более широкую функцию и являлось своего рода показателем уверенности страны в своих силах, особенно в условиях, когда Азербайджан не участвует в каком-либо коллективном военном альянсе типа НАТО или ОДКБ. Более того, парад являлся выражением независимой внешней политики Азербайджана. Наряду с этим, данная акция служила неким политическим сигналом для Армении, что Азербайджан обладает достаточными военными возможностями, которые отвечают его решимости восстановить свою территориальную целостность.

Для Армении, состоящей в ОДКБ, военный парад является своего рода политическим ответом Азербайджану, особенно, когда проводится на оккупированных территориях.

Что касается военных учений, то в контексте усилившихся нарушений режима прекращения огня, следует подчеркнуть следующее:

1. Учения как видно из Таблицы 3 (см. ниже) проводятся достаточно часто.
2. Эти учения включают большое количество войск и тяжелой военной техники.
3. За учениями как Армении, так и Азербайджана, наблюдает руководство страны, что говорит о сильном политическом компоненте этих действий.
4. Таблица 3 показывает, что учения Армении и Азербайджана иногда совпадали по времени проведения, что является взаимной "демонстраций мускулов".

Таблица 3. Военные учения и парады в 2013-2014 гг.

Армения Азербайджан   11 февраля 2013, учения ВС Азербайджана в Тертерском районе Азербайджана 12 апреля 2013, учения ВС Армении на оккупированных территориях Азербайджана. Министр обороны Армении С.Оганян наблюдал за учениями. 14 мая 2013 учения ВС Азербайджана   26 июня 2013, военный парад в Баку по случаю 95-летия создания ВС Азербайджана Конец мая 2013, учения ВС Армении на оккупированных территориях 12-28 июля 2013, совместные учения Азербайджана и Турции в Баку и Нахичевани 19-24 августа 2013, совместные учения России и Армении рядом с военной базой России в г.Гюмри   Начало сентября 2013, учения ВС Армении и других силовых ведомств на армяно-азербайджанской границе вблизи Нахичевани   13 ноября 2013, учения ВС Армении на оккупированных территориях Азербайджана. Министр обороны Армении С.Оганян наблюдал за учениями   4 апреля 2014, учения ВС Армении на оккупированных территориях Азербайджана. Министр обороны Армении С.Оганян наблюдал за учениями 16-17 апрель, 2014, учения ВС Азербайджана в Нахичевани   1 мая 2014, учения ВС Азербайджана   28 мая 2014, учения ВС Азербайджана   25 июня 2014, совместные учения ВС Азербайджана, МВД и Госпогранслужбы   8-10 июля 2014, учения ВС Азербайджана   13-20 сентябрь 2014, совместные учения ВС Азербайджана и Турции 6-16 ноября 2014, учения ВС Армении на оккупированных территориях Азербайджана. Президент С.Саргсян наблюдал за учениями. 13-17 ноября 2014, учения ВС Азербайджана с использованием военно-морских, военно-воздушных сил, частей МЧС и Госпогранслужбы    

Таким образом, в течение 2013 и 2014 годов имели место как мелкие нарушения режима прекращения огня, так и провокационные действия, нацеленные на нагнетание обстановки и эскалацию. В 2014, как и в 2013 году, не было никаких продвижений в урегулировании. Эскалация воспрепятствовала дипломатическим усилиям Азербайджана по мирному урегулированию конфликта. Стороны не смогли начать работу над составлением проекта мирного договора, к которому призывал президент Франции и к которому так стремится Азербайджан. Нетрудно догадаться, что вместо субстантивных переговоров урегулирования посредники обсуждали пути снижения напряженности на линии фронта. Эскалация не позволяла Азербайджану добиться своих стратегических целей - наоборот, она приближала Армению к ее стратегическим целям.

Подытоживая сказанное в этой части, следует отметить следующее:

1) увеличение количества нарушений режима прекращения огня ведет к эскалации, которая по времени продолжается дольше, чем прежде. К примеру, в январе 2015 года эскалация имело место на протяжении почти 20 дней;

2) сообщения о нарушениях в большинстве случаев управляются с целью воздействия на более широкие политические события, связанные с урегулированием конфликта и внутренней политикой;

3) хотя и нет сообщений о вовлечении в эскалацию тяжелой военной техники, тем не менее, события на суб-тактическом уровне уменьшают политическую определенность и предсказуемость.

Эскалация как средство обеспечения политических интересов

Стратегический контекст армяно-азербайджанского конфликта и типы частых нарушений режима прекращения огня показывают, что именно Армения является стороной, заинтересованной в политически мотивированных эскалациях на суб-тактическом уровне с возможными политическим и стратегическими последствиями. Армения, таким образом, преследует следующие три оперативные цели:

Максимальная цель: Путем эскалации спровоцировать Азербайджан на широкомасштабные военные действия и получить возможность нанести военной удар по нефтегазовой инфраструктуре страны. В военной науке широкой известностью пользуется тезис о том, что если один из противников слабеет, а другой наоборот усиливается, первый предотвращает нежелательный для себя сценарий развития, нападая на могущественного противника. В качестве примера приводится Пелопонесская война, по словам историка Фукидида, начавшаяся в 431 году до н.э. спартанцами "из страха перед растущим могуществом афинян" [33].

Армянская сторона понимает, что спровоцировав Азербайджан на широкомасштабные военные действия, она может получить ответный удар, который позволит Азербайджану сразу отвоевать несколько оккупированных районов вокруг Нагорного Карабаха. Однако за это время Армения может успеть нанести военные удары, принеся экономический ущерб Азербайджану, добиться ввода в зону конфликта миротворческих войск, под предлогом "нападения" Азербайджана остановить переговоры и получить основание для признания "НКР". Другим фактором, играющим на руку Армении, является напряженность в международных отношениях из-за Украины. В частности, Армения, имеющая союзнические отношения с Россией, хотела бы через обострение военной ситуации обеспечить ее присутствие в зоне конфликта. И в этом смысле можно вспомнить следующие слова канцлера Германии Ангелы Меркель относительно случаев нарушения режима прекращения огня: "…Частое нарушение режима прекращения огня, естественно, является негативным фактом. Считаю, что определенную роль здесь играет Россия. Мне просто хотелось бы отметить это. Думаю, что Россия и Армения совместно реализуют определенные факторы, связанные с этим конфликтом" [34].

Промежуточная цель: Эскалация необходима для продолжения правления карабахского клана в Армении и обеспечения имиджа министра обороны Сейрана Оганяна как главного претендента в борьбе с олигархами за пост президента страны. Для нынешнего президента С.Саргсяна такой сценарий является своего рода страховкой и гарантией неприкосновенности на постпрезидентский период. Но для этого, в первую очередь, необходимо вернуть веру армянского общества в армию, из рядов которой вышли С.Саркисян и С.Оганян (они оба - полевые командиры карабахской войны). А это возможно только через военные успехи на армяно-азербайджанском фронте. В этом контексте следует рассматривать и последние шаги руководства министерства обороны Армении. В частности, министр обороны С.Оганян своей директивой предоставил свободу командирам батальонов и рот Вооруженных сил Армении в разработке и осуществлении военно-тактических действий против Вооруженных сил Азербайджана [35]. Эта команда фактически означает: создавать напряжение, а при возможности атаковать и захватывать азербайджанские позиции. Кстати, для таких атак выбираются часто участки армяно-азербайджанской государственной границы. Руководство Армении полагает, что армянское общество может и не воспринять серьезно искусственно создаваемую угрозу на линии соприкосновения, проходящей через Нагорный Карабах и семь других оккупированных регионов, поскольку они юридически не принадлежат Армении и находятся сравнительно далеко от Еревана. В отличие от линии соприкосновения, напряжение на границе между Арменией и Азербайджаном может обеспокоить армянское общество и сплотить его вокруг армянской армии. При этом любая удача на армяно-азербайджанской границе в первую очередь будет записываться в актив министра обороны С.Оганяна.

Очередным подтверждением тезиса об использовании эскалации руководством Армении для внутриполитической борьбы служат откровения армянского олигарха Гагика Царукяна. Он, несмотря на свою критику властей и намерение возглавить оппозиционное движение в Армении, по итогам недавней встречи с президентом С.Саргсяном заявил об отказе от политической борьбы. Свой отказ Г.Царукян объяснил угрозами президента Армении о перемещении обострения внутренней политической ситуации в Армении на армяно-азербайджанскую границу и соответственно пролитием армянской крови. Он буквально заявил своим однопартийцам, что не может взять на себя столько крови [36].

Минимальная цель: Эскалация позволяет Армении затягивать мирные переговоры и избегать обсуждений вопросов по существу - таких, как вывод вооруженных сил с оккупированных территорий, прилегающих к Нагорно-карабахскому региону Азербайджана, возвращение вынужденно перемещенных лиц в свои дома и т.д. Эскалация позволяет Армении сфокусировать переговоры на несубстантивных вопросах - таких, как отвод снайперов, увеличение числа мониторинговых миссий, расследование инцидентов и т.д. В тоже время путем эскалации президент С.Саргсян пытается создать некую обеспокоенность у Запада, с которым у него после вступления Армении в Евразийский Союз испортились отношения, и получить возможность для налаживания контактов с Западом.

Армения преподносит международному сообществу в выгодной ей форме ход и результаты эскалации. Здесь она вооружила себя другой известной в военной науке концепцией, согласно которой боевые действия строятся на обмане [37]. Основателем этой теории является Сын Тзу, китайский военный стратег. Данная концепция в армянском применении выглядит следующим образом: провоцируя эскалацию, покажи себя невинным.

Армянская сторона как на официальном, так и на неофициальном уровне (в основном через СМИ) старается создать некий стереотип, что не Армения, а именно Азербайджан нарушает режим прекращения огня, поскольку азербайджанская сторона не заинтересована в статус-кво, значит, она и стремится в одностороннем порядке его изменить [38].

В соответствии с концепцией "боевые действия строятся на обмане" Армения распространяет подробную информацию якобы о случаях нарушения огня со стороны Азербайджана, раскрывает информацию, правда частично, о своих потерях, в то время как раньше она в большинстве случаев их удачно скрывала, и старается показать Азербайджан в качестве государства, применяющего насилие. Именно вследствие такой тактики армянским СМИ разрешено в своих сообщениях указывать Армению как место рождения и проживания убитых солдат, тогда как, раньше такую информацию армянская сторона всячески старалась скрывать с целью избежать обвинений Азербайджана в военной агрессии.

Эту тактику Армения особенно активно использует в последние годы, и на сегодняшний день она достигла пика применения. Здесь следует отметить, что Армения и раньше удачно предпринимала такие шаги. Так, еще в 1991-1994 гг., в разгар военных действий, Армения, применяя насилие и оккупируя территории Азербайджана, также активно занималась пропагандой и манипулировала мнением международного сообщества. Примером эффективности такого манипулирования может служить случай с 907-й поправкой к Акту в защиту свободы, принятой Конгрессом США в 1992 году, которая запрещала США оказывать прямую помощь Азербайджану, то есть жертве агрессии.

Заключение

Похоже, что сопредседатели Минской Группы ОБСЕ очень хорошо понимают создавшуюся ситуацию и реальные намерения Армении. Видимо, поэтому в своем заявлении в Харькове они призвали Азербайджан оставаться верным мирным переговорам [39]. Этим сопредседатели дали четкий сигнал Азербайджану о реальных намерениях со стороны Армении и призвали не поддаваться на армянские провокации.

Дальнейшая выгода от военной эскалации для Армении будет зависеть от того, будет ли этот процесс развиваться в соответствии с ее планами. Понимает ли руководство Армении все риски, которые несет для нее эта эскалация? Думается, да, и с этой точки зрения будет справедливо утверждать, что она решила идти ва-банк. В этом смысле можно прогнозировать, что эскалация в зоне конфликте будет прямо пропорциональна усилению Азербайджана, ухудшению внутриполитической ситуации и дальнейшему ослаблению Армении.

12. http://www.osce.org/mg/98944 13http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/219690/

13.http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/219690/

14. http://www.osce.org/mg/101604 15.http://www.versia.am/armiya-oboroni-nkr/ 16.http://www.osce.org/mg/102856

15.http://www.versia.am/armiya-oboroni-nkr/

16.http://www.osce.org/mg/102856

17.http://www.osce.org/mg/103570

18.http://minval.az/news/14545/, http://news.am/rus/news/164903.html

19.http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/231859/

20.http://www.osce.org/mg/108551

21.http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/234058/

22. http://ria.ru/world/20140125/991331760.html

23. http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/239752/

24. http://www.osce.org/mg/117180

25. http://1news.az/politics/karabakh/20140317042342297.html, http://1news.az/politics/karabakh/20140317042342297.html,

26.http://kavpolit.com/blogs/sadatgulu/4436/

27.http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/243708/

28.http://www.tert.am/ru/news/2014/06/25/stepanakert-airport/1125187

29.http://www.osce.org/mg/121674

30.http://www.ambafrance-uk.org/President-discusses-Nagorno

31.http://www.osce.org/mc/109303?download=true

33.http://classics.mit.edu/Thucydides/pelopwar.1.first.html

34.http://www.armenianreport.com/pubs/99342

35.http://www.lragir.am/index/rus/0/country/view/40137

36.http://ru.1in.am/1083044.html

37.http://classics.mit.edu/Tzu/artwar.html

38.Выступление министра иностранных дел Армении в Базеле, http://www.mfa.am/ru/press-releases/item/2014/12/04/min_osce04122014/, Интервью депутата парламента Армении Рубена Акопяна http://ru.aravot.am/2014/08/05/181788/

39.http://www.osce.org/mg/136876

20875 просмотров